В цифро-аналоговом преобразователе M-DAC фирмы Audiolab опций больше, чем рубрик в воскресном выпуске газеты. Да и слушать его приятнее, чем читать газету - по крайней мере, так утверждает Джон Майлс.
В последнее время меня не покидает стойкое ощущение, что новые ЦАПы появляются на свет чуть ли не каждый день. Преувеличиваю, скажите вы? Если и так, то совсем немного. А чему здесь, собственно, удивляться, если нынче всё больше и больше аудиофилов скачивают музыку с Интернета и слушают её с компьютера? Тенденция, однако…
В таких условиях умение отделять зёрна от плевел становится особенно актуальным; а новый ЦАП от Audiolab заслуживает вашего самого пристального внимания.
В последние годы компания Audiolab заработала неплохую репутацию своими цифровыми компонентами - и, надо отдать дожное, произошло это, в первую очередь, благодаря влиянию разработчика Джона Вестлейка - создателем небезызвестного DacMagic. Многие ещё помнят, каким ажиотажем сопровождалось появление этого ЦАПа.
Сказать, что M-DAC имеет много функций и настроек - это значит не сказать ничего. ЦАП может принимать сигналы с разрешением вплоть до 24bit/192kHz; пользователь имеет возможность выбирать на свой вкус любой из семи цифровых фильтров; ЦАП оборудован экраном, отображающим любую информацию, которую вы только пожелаете, а также полным набором входов разного вида, регулируемым выходом, что делает возможным использовать ЦАП ещё и в качестве предварительного усилителя. Ах, да - чуть не забыл! - пульт дистанционного управления тоже у него имеется. Учитывая сложность аппарата, рекомендую вам прочесть руководство пользователя перед включением.
Доставая аппарат из коробки, нельзя не обратить внимание на его приличный вес - 4,95 кг. На лицевой панели доминирует большая круглая ручка в центре, по одну сторону которой расположен экран, а по другую - кнопки управления меню, выбора входа и фильтра, кнопка включения/выключения питания и разъём для наушников (который, кстати, имеет собственную схему на дискретных компонентах).
На задней панели расположены как балансные, так и обычные выходные стерео разъёмы, вход USB 2.0, два оптических и два коаксиальных входа. Имеются также оптический и коаксиальный выходы S/PDIF - на тот случай, если кому-то они потребуются.
Внутри можно увидеть высококачественный чип ESS Sabre32 9018, преобразующий цифровые сигналы в аналоговые, схемы на дискретных транзисторах, а также "нехилые" схемы фильтрации электропитания. По утверждению Audiolab, особое внимание было уделено уменьшению джиттера - для того, чтобы сигнал от любого источника поступал на цифро-аналоговый преобразующий чип в оптимальной форме.
Электропитание поступает от увесистого внешнего блока питания; аппарат также комплектуется небольшим, но, тем не менее, полнофункциональным пультом дистанционного управления. Настройка M-DAC для использования с "маком" и iPad оказалась относительно несложной и беспроблемной (рекомендуется использовать OS 10.4.11 и выше). Для PC потребуются собственные драйверы; в руководстве пользователя процедуре их установки посвящены аж девять страниц.
После включения и подключения к компьютеру управлять ЦАПом оказалось проще простого. Все настройки доступны с пульта дистанционного управления, а экран на передней панели отображает уйму разной полезной информации, в том числе номинальный или точный битрейт входящего сигнала - что позволяет, среди всего прочего, удостовериться, что вы точно получаете сигнал высокого разрешения. Вы даже можете видеть на экране информацию с CD о треке и его продолжительности.
Как было отмечено выше, этот ЦАП можно подключать напрямую к усилителю мощности. Согласитесь, идея избавиться от лишнего звена (и компонента) в цепи сигнала может показаться для некоторых соблазнительной. В этом случае ручка громкости также позволяет регулировать баланс. Если же ЦАП подключается к предварительному усилителю, то регулировку громкости и баланса можно отключить.
КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ
При таком разнообразии имеющихся фильтров и настроек, нелегко решить, с чего начать прослушивание. Поэтому, не мудрствуя лукаво, я решил последовать совету самой фирмы Audiolab и выбрал для начала фильтры из группы Optimal Transient. Производитель утверждает, что именно они технически обеспечивают самое естественное и чистое звучание.
Подключив ЦАП к MacBook Pro и послушав несколько файлов с разрешением 24/96 kHz и выше, я пришёл к выводу, что, несмотря на всю его техническую сложность, M-DAC звучит уверенно и вместе с тем крайне мелодично. Амплитудно-частотный диапазон радовал своей протяжённостью с обоих концов; бас отличался плотностью и уверенной подачей, но при этом без малейших признаков его доминирования над остальными участками АЧХ; высокие частоты были приятны на слух и звучали открыто.
Детальность звучания также был исключительной. Композиция "A Charlie Brown Christmas" в исполнении Vince Guaraldi Trio в формате 24/192 от HDtracks позволила M-DAC продемонстрировать свои внушительные качества. Фортепьяно Guaraldi звучало динамично и очень просторно, а детский хор - настолько невероятно чётко, что в нём можно было без труда различить отдельные голоса.
Переключение между тремя вариантами фильтров в группе Optimal Transient приводило к небольшим изменениям в звуке - хотя эту разницу и нельзя было назвать "день и ночь".
В целом, звучание с этими фильтрами можно охарактеризовать как приятное, немного тёмное, но при этом всё же насыщенное деталями.
Но когда я попробовал оставшиеся четыре фильтра (Sharp Rolloff, Slow Rolloff, Minimum Phase и Optimal Spectrum), слушая при этом те же самые треки Vince Guaraldi Trio, вот тут-то я и обнаружил довольно значительную разницу в звуке.
В частности, фильтр Optimal Spectrum звучал острее и прозрачнее, но при этом утомительнее после продолжительного прослушивания, а фильтр Slow Rolloff сделал звучание менее кристально чистым, но зато более ровным и более приближенным к аналоговому.
Что интересно - переход от файлов высокого разрешения к обычным "старым добрым" компакт-дискам ещё больше проявил разницу в звучании разных фильтров.
Разница между высокобитрейтными музыкальными файлами и обычными CD была более всего очевидна при выборе фильтра Spectrum. Но, тем не менее, даже с этим фильтром ЦАП проигрывал CD так здорово, ритмически верно и уверенно, что вряд ли с ним может сравниться в этом какой-нибудь другой ЦАП в той же ценовой нише (£600). Я также отметил, что фильтр Optimal Transient делал звучание CD ощутимо плотнее и насыщеннее.
Именно в этом и заключается вся прелесть возможности выбирать разные фильтры. Например, фильтр Minimum Phase добавил солирующему фортепьяно Keith Jarrett на его "Koln Concert" больше плотности и осязаемости. А фильтр Optimal Transient отлично подошёл к мрачному и грубому рычащему вокалу Nick Cave на его исполненной безысходности композиции "The Curse Of Millhaven".
В конце концов, выбор фильтра будет зависеть большей частью от качества записи и личного предпочтения - что и делает M-DAC столь превосходным аудио-компонентом.
Разобравшись с разными вариантами фильтров, нельзя не заметить, что, по сути, Audiolab является очень музыкальным аппаратом. В его звучании присутствует некая удивительная слаженность звучания, которая просто завораживает, и которую нечасто встретишь в других ЦАПах. Одним из лучших качеств M-DAC является его способность "распутывать" сложные участки музыкального произведения, не скатываясь при этом в чрезмерную педантичность и аналитичность и не теряя чувства музыки в целом.
Так, воспроизводя плотную какофонию звуков в "Ascension" John Coltrane, M-DAC позволил мне расслышать отдельных исполнителей и индивидуальный вклад каждого из них в общее сложное полотно музыкального произведения.
Переключившись на "Asiento" Tim Hagans, Audiolab познакомил меня с техническим мастерством трубача, дав возможность насладиться его непринуждённым и виртуозным владением инструмента в верхних регистрах.
Разрешение по всему амплитудно-частотному диапазону остаётся поразительно ровным, что означает, что M-DAC отлично передаёт быстрые тональные и динамические контрасты. В начале композиции "Debaser" группы "The Pixies" можно услышать по-настоящему тяжёлый бас, но чуть позже, когда в звучание вливаются гитары, Audiolab с лёгкостью "переключает передачу", на ходу подстраиваясь под изменчивый темп музыки. Несмотря на уйму музыкальной информации, звук остаётся точным и контролируемым.
Ни разу у меня не создалось впечатления, что M-DAC столкнулся с музыкой, сложность которой ему оказалось не под силу. Даже поп-музыку с высокой степенью обработки ЦАП воспроизводил довольно искусно - несмотря на небольшой динамический диапазон поп-музыки, даже она звучала так, что её хотелось слушать и слушать.
Чем мне ещё понравился M-DAC - так это его способностью угождать слушателю в любом его настроении: и тогда, когда вы желаете расслабиться, откинуться на спинку кресла и "просто слушать" музыку; и тогда, когда вы слушаете музыку сосредоточенно и внимательно, обращая внимание на индивидуальные элементы в общем звучании.
Кстати, большую часть времени я тестировал Audiolab M-DAC в режиме фиксированной громкости аудиовыхода, сигнал с которого подавался на предварительный усилитель Naim.
Впрочем, активация регулировки громкости на ЦАПе и его подключение напрямую к усилителю мощности показала, что M-DAC способен хорошо звучать и в этом режиме. Регулировка громкости отлично сбалансирована, ЦАП сохраняет свой ритмовый драйв и, в целом, детальность звучания. Возможно, звук стал чуть менее разборчивым на низкой громкости - но не настолько, чтобы этот M-DAC нельзя было порекомендовать для создания системы, в которой ЦАП подключён прямо к хорошему усилителю мощности.
ВЫВОД
Audiolab M-DAC произвёл на меня столь положительное впечатление, что я даже не знаю, с чего начать. Прежде всего, его сильная сторона - это, конечно же, огромное количество настроек. Возможность выбора фильтра помогает "подобрать" нужный оттенок звучания к разным записям и их форматам. Стоит вам поиграть с ними немного, вы тут же поймёте, насколько это удобная вещь - даже если вы, в конце концов, остановите своей выбор на каком-то одном фильтре для большинства музыки. Но всё это было бы бесполезно, если, в самом своём сердце, Audiolab не был бы очень, очень хорошо звучащим ЦАПом. А он, безо всяких сомнений, звучит прекрасно. Если сказать проще - он умудряется взять от каждого цифрового источника самое лучше - будь то компакт-диск, потоковая передача или компьютерные файлы.
ЦАП достоин также всяческой похвалы за отличную детальность звучания, превосходную динамику и бодрую подачу музыкального материала, а также точное и умелое обращение с любыми, самыми сложными записями.
Очень правильный бас - глубокий, но гармоничный, а верхние регистры отличаются чистотой и мягкостью.
Учитывая простоту в управлении, полнофункциональный ПДУ, позволяющий вам управлять аппаратом, не покидая своего любимого кресла или дивана, цифровую регулировку громкости, избавляющую вас от необходимости иметь отдельный предварительный усилитель, понимаешь, что Audiolab действительно предложил аудиофилам очень привлекательный аппарат.
Как было отмечено в начале данного обзора, нынче на рынке отнюдь не наблюдается дефицита внешних ЦАПов - но M-DAC по праву может считаться одним из лучших в своём классе - особенно, учитывая его цену. Мои самые лучшие рекомендации.
ИЗМЕРЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Измерения подтверждают, что Audiolab M-DAC имеет ровную амплитудно-частотную характеристику в диапазоне от 4 Hz до 72 kHz (-1 dB) с сигналом частотой 192 kHz на самом широком участке с фильтром Minimum Phase. Это относится только к коаксиальному цифровому входу S/PDIF, т.к. оптический вход принимает сигналы с максимальной частотой 96 kHz; он не может принять сигналы ни с частотой 176.4 kHz, ни 192 kHz - из-за ограничений самого приёмника оптического сигнала.
Семь фильтров разбиты на категории и, что любопытно, мне больше всего понравились именно те, что Audiolab выбрал в качестве оптимальных. Фильтры Slow обрезают ВЧ больше других, но зато они избавлены от такого нежелательного явления как pre-ringing ("предварительное эхо"); про эти фильтры можно сказать, что они звучат "мрачно" или "неярко". Эти фильтры объединены в одну группу под названием Optimal Transient - а всего таких групп три. Кроме того, имеются фильтры Sharp, Minimal Phase и Optimal, все из которых имеют самое широкое применение, потому что не урезают столь дорогие нашему сердцу ВЧ. Однако уже на сигнале 96 kHz диапазон частот остаётся нетронутым. Ситуация с сигналами с CD и 48 kHz другая - на этих сигналах фильтры Optimal придают звучанию "теплоту". С такими сигналами фильтры Slow, скорее всего, сделают звук наиболее "тёмным", а с фильтрами Sharp Rolloff и Optimal Spectrum CD будет звучать обычным для него образом.
Искажения на отметке 0 dB оказались крайне малы - всего 0,002%. На -60 dB результат оказался на уровне 0,013% с сигналом 24 bit через выход XLR при полном усилении (самый низкий шум). Это очень хороший показатель и им могут похвастать лишь самые лучшие аппараты. Интересно, что на сигнале 16 bit искажения оказались довольно высокими - 0,27%. Такое несоответствие повлияло на значения динамического диапазона EIAJ, которые для CD (16 бит) оказались на уровне жалких 98 dB, но на 24 bit результат был не ниже 124 dB - что является новым рекордом, при чём он даже выше чем у ЦАПа Teac UD-501. Но, в отличие от Teac, уровень искажения у M-DAC не зависит от выбранного фильтра.
Измерения показали, что максимальное напряжение на небалансном выходе составляет 3,2V, а на XLR - 6,5V. Помимо этого, никаких отличий между ними обнаружено не было.
Audiolab M-DAC имеет ряд интересных вариантов настройки фильтров, которые, субъективно, влияют на звук больше, чем другие настройки - что позволяет слушателю буквально "подобрать" звук под себя. Искажения на сигнале формата CD оказались высокими, что разочаровывает - но на высокобитрейтном материале искажения крайне малы.
АЧХ (-1dB)
CD 2Hz - 72kHz
Искажения (%)
0dB 0.002
-60dB 0.013
Разделение каналов (1kHz) 121dB
Шум (IEC A) -123dB
Динамический диапазон 124dB
Выходное напряжение 2.2/4.4V
AUDIOLAB M-DAC Цена: £600
ВЕРДИКТ - Отличное звучание, большой набор функций и впечатляющая гибкость в настройке делают этот ЦАП от Audiolab выдающимся компонентом в своей ценовой категории.
ЗА:
- великолепный звук
- большой выбор фильтров
- полнофункциональный ПДУ
- может использоваться в качестве цифрового предварительного усилителя
ПРОТИВ:
- ничего за эту цену
По материалам издания Hi-Fi World
Комментарии
Во-первых, попробуйте настроить asio.
Во-вторых, слушайте ютуб через встройку!
И у моих знакомых "м-даки" все нормально работают через такие плееры как: album player, j-river, даже kmplayer и windows player classic нормально с ним дружат и ничего не отключается.
P.S.: проверьте может дрова криво встали!
RSS лента комментариев этой записи