USB как универсальный способ подключения самых разных по назначению устройств настолько прочно вошёл в современный быт, что стоило ожидать и появления компонентов Hi-Fi с таким интерфейсом. И это на самом деле произошло. Недавно мы протестировали цифровые конверторы, позволяющие использовать компьютер в качестве музыкального источника, а сейчас собрали и усилители с аналогичными возможностями. Их пока немного, но уже можно увидеть чёткую перспективу на будущее.
НА САМОМ ДЕЛЕ внедрить в Hi-Fi-компонент отдельный тракт с USB несложно и совсем недорого. Ставится чип-контроллер шины, а сигнал от внешнего источника (компьютера) затем перенаправляется на встроенный ЦАП и далее через коммутатор входов подаётся в звуковой тракт. Однако такая схема выглядит логичной лишь для тех аппаратов, у которых такой ЦАП уже есть. Вот почему гнездами USB первыми обзавелись CD-проигрыватели и многоканальные ресиверы, затем — внешние конверторы. Но теперь всё чаще стали появляться и стереофонические усилители, у которых на задней панели имеется USB. Зачем аналоговому, по сути, прибору гнездо под компьютерный шнур?
Здесь стоит сразу расставить точки над «i». Некоторые производители электроники таким образом лишь оставляют для пользователя возможность программного апгрейда управления, индикации или алгоритмов процессорной обработки звучания, если такие модули есть в компоненте. По понятным причинам мы не стали включать в обзор усилители, у которых гнездо USB вообще не предназначено для передачи музыкального сигнала.
У других разработок тоже не всё так однозначно. Одни компании за счёт этого лишь расширяют функциональность своих интегральных или предварительных усилителей — USB здесь приятный, удобный, но далеко не самый главный бонус. Дескать, теперь вы можете подключить и PC, но качество звучания не регламентировано. Однако уже встречаются и такие компоненты, в которых шина USB выделена в качестве главной либо выступает наравне с традиционными аналоговыми входами. И теоретически она действительно может соперничать с любыми другими способами передачи, ведь сам протокол USB так устроен — он допускает так называемый асинхронный режим. Данные в нём предаются не в виде непрерывного потока, не защищенного от джиттера, а с проверкой целостности блоков, с обратным каналом для исправления ошибок, и лишь затем, когда на приёмном конце накапливается должный массив, он отправляется на преобразование бит в бит, как в оригинальном коде.
Именно на углублённом изучении качества передачи по USB-протоколу и выстраивалась вся методика испытаний в этом обзоре. Мы не станем расписывать функционал и внутреннее устройство каждого усилителя, а сосредоточим внимание на звучании усилителей во всех режимах и будем искать даже малейшие различия при переходе от аналогового входа к цифровому. А чтобы свести к минимуму субъективные ошибки, мы привели к «одному знаменателю» и музыкальные программы. Всё, что воспроизводилось на референсном CD-проигрывателе, было предварительно сохранено на компьютере в виде точных WAV-копий и воспроизводилось стандартным программным плеером iTunes в линейном режиме с отключёнными звуковыми и пространственными эффектами.
НАЙДЕНО УСТРОЙСТВО
«Удачной покупкой» со всех точек зрения выглядит интегральный усилитель Pioneer А-А9МК2. И цена привлекательная, и качество звучания (причём какой бы вход ни выбрали) не оставит равнодушным. У этого аппарата на борту стоит действительно классный ЦАП и правильный контроллер USB, который принимает данные от компьютера без какой-либо деградации. Даже немного жаль, что этот функционал не расширен другими цифровыми входами.
Зато всё это есть у другого японского изделия — предварительного Onkyo P-3000R. Он строг и солиден, выполнен с безупречным качеством, не имеет себе равных в плане универсальности, ведь к нему можно подключить не только компьютер, а вообще всё — от виниловой вертушки до студийного рекордера. За это, а также за душевное, подробное и очень чистое звучание, которое он показывает в паре с двухканальным оконечником Onkyo P-5000R, он и получает «Выбор эксперта».
Как ни удивил нас «цифровой» NuForce ICON 2 совершенством звучания (особенно при использовании аналоговых входов), рассматривать его в качестве полноценного хай-файного компонента не советуем. И дело тут вовсе не в его классе, гламурной внешности или в ограниченном функционале. При работе по USB он просто не сможет выдать должное звуковое давление с какими-нибудь «взрослыми» АС. Хотя для настольного аудио ICON 2 станет, пожалуй, наиболее грамотным и интересным приобретением.
Резюме для Musical Fidelity M6i будет составлено на диаметрально противоположных формулировок. В первую очередь это очень незаурядный интегральный усилитель аудиофильского уровня. Но USB здесь явно добавили по принципу «а чтоб было». По аналогу M6i даёт такой стройный, сильный, вылизанный звук, что переключение на прослушивание музыки с компьютера может слегка разочаровать.
7 раз отмерь
АЧХ усилителей снималась в диапазоне 20 Гц — 20 кГц при крайних положениях регуляторов тембра, если таковые имеются. Мы также выявили зависимость КНИ от выходной мощности при сопротивлении нагрузки 4 и 8 Ом, на графике они показаны красным и зелёным цветами соответственно. По этим кривым можно судить об энерговооруженности источника питания и, как следствие, о динамических характеристиках усилителя. Спектр гармоник, как всегда, снимался на мощности, 1/10 от максимальной (за неё принималась мощность при 1% искажений). Нам не удалось снять характеристики усилителя NuForce Icon 2, поскольку в его цифровом тракте возникает задержка сигнала, которую измерительный комплекс Clio воспринимает как колоссальный сдвиг фазы сигнала.
По материалам Салон Audio Video
Автор Руслан ТАРАСОВ