Освобождение от оптического носителя в цифровом аудио предоставило пользователям небывалые возможности менеджмента своей музыкальной коллекции. Вместе с тем выбор и настройка соответствующего инструментария сулят пользователю участь буриданового осла как минимум. Но все преодолимо.
В целом существуют две концепции построения аудиосистемы — в зависимости от источника. Вы можете использовать какие угодно NAS-серверы или внешние ЦАПы, но определяющим фактором будет являться транспорт — сетевой плеер (стример) или компьютер.
Первый способ хорош отсутствием ключевого игрока второго способа — компьютера, перед которым многие меломаны испытывают дискомфорт. Работа со стримером больше напоминает диалог с тюнером, только радиостанция и плейлисты — ваши личные и находятся на жестком диске сервера. В то же время сетевые плееры, большинство из которых выполнены на ОЕМ-модулях, не всегда демонстрируют функциональную гибкость. Это может быть как отсутствие перемотки внутри трека, так и невозможность воспроизвести DSD-аудио. В этом смысле компьютерная платформа реагирует куда более оперативно. Поговорим о ней.
Только совсем наивный гражданин для воспроизведения качественного аудио будет использовать штатные Windows Media Player или iTunes. Не надо, друзья. Для этого существует немало специализированного софта, хорошо заточенного под аудиофильские нужды. Ведь в компьютере захват и обработка аудиопотока может происходить в различных режимах и приоритетах, что в конечном итоге определит его точность и фазовую согласованность (т.е. величину джиттера). По умолчанию Windows использует свои промежуточные консоли, может пересчитать поток в свою внутреннюю частоту 48 кГц, iTunes тоже толком не умеет играть HD-аудио, еще и принципиально не поддерживает FLAC. Нужны профессионалы.
Например, DSD-поток умеют воспроизводить такие OS-программы, как Pure Music и Audirvana. Что касается DSD на Windows, то здесь давно и прочно лидерские позиции занимает Foobar2000 — удобный, с массой плагинов под любые редкости вроде HDCD или DVD-Audio, да еще и бесплатный. Разумеется, с обычным High-Res-аудио все эти программы также проявят себя наилучшим образом.
Несмотря на то что указанные плееры демонстрируют несомненное преимущество перед штатными решениями, даже между ними могут наблюдаться отличия по звучанию, причем даже на уровне различных версий ПО. Какой-то определенный, «самый лучший» софт назвать невозможно — все зависит от остальной связки как с операционной системой, так и с принимающим сигнал компонентом. В конце концов, можно же поэкспериментировать, на компьютере найдется место для нескольких плееров. Например, Foobar2000 можно оставить для интернет-радио, MP3, ААС и SACD/DVD-Audio-рипов, а вот FLAC’h воспроизводить минималистичным плеером cPlay. Поскольку он изначально был рассчитан на тач-скрин компьютера-транспорта, на обычном мониторе у cPlay получается очень корявый интерфейс, да и вообще полнейшее неудобство в плане плейлистов. Тем не менее многие предпочитают именно cPlay благодаря его более аккуратной работе с буфером операционной системы и ресемплерам SRC и SoX с точной подстройкой. cPlay является бесплатной программой, а еще одна альтернатива «фубару» — J.River Media Center встанет уже в 50 долларов. В любом случае цены на софтовую аудиофилию будут меньше, чем на самый бюджетный стример вроде Squeezebox Touch (300 долларов), который вредный Logitec по-прежнему не желает официально поставлять в Россию.
Переходим к заключительному этапу путешествия аудиосигнала из компьютера.
Если ваш ПК не оснащен аудиокартой вроде Lynx, об аналоговой подаче сигнала на усилитель пока рано думать. То, что стоит в ноутбуках, и вовсе никуда не годится. Так что без внешнего аудиоустройства (т.е. ЦАПа) не обойтись. В настоящее время основным способом транспортировки цифрового сигнала на ЦАП является протокол USB. Изначально USB не был предназначен для этих задач и грозил мегаджиттером, но ничего — не боги горшки обжигают, придумали «асинхронную передачу данных по USB». Ничего страшного и беспорядочного в данном случае термин «асинхронный» не несет. Теперь уже не компьютер, а само внешнее устройство запрашивает хост и задает собственную частоту синхронизации, что весьма полезно для минимизации джиттера.
Приложение Audiorvana стало одним из самых популярных аудофилъских плееров на Мае OS.
Платная версия Audiorvana Plus стоит SO долларов, звучит еще лучше и умеет воспроизводить DSD-поток.
Для классических ЦАПов, не оснащенных USB-входом, также можно использовать USB/ SPDIF-конверторы, перекидывающие сигнал на коаксиальный либо оптический выход. Эти устройства совсем маленькие, стоят относительно недорого и много места в стойке не займут. Нередко бывает и так, что на штатной реализации USB-приемника в ЦАПе сэкономили и именно внешний USB/SPDIF-конвертор поможет лучше раскрыть потенциал компонента.
Итак, что осталось? В настройках выхода плеера выставить внешнее устройство. Для «макинтошей» следующий нюанс будет неактуален, а вот на Windows следует проследить, чтобы сигнал выводился в режиме Kernel Stream или WASAPI. А еще лучше ASIO, если имеются соответствующие драйверы. Таким образом достигается максимальная совместимость между компьютером и внешним приемником. И не забывайте, эзотерики здесь хватает, ведь Windows — многозадачная система и может по-разному грузить ядро процессора (с далеко идущими последствиями для чуткого уха). Например, бесплатная утилита Fidelizer обещает оптимизацию аудиовоспроизведения. И, говорят, отлично помогает! А вы готовы попробовать сделать из вашего компьютера современный High-End-TpaHcnopT?
По материалам издания STEREO&VIDEO
Автор Ярослав Годына