Последнее время, перечитывая на ночь спецификации, я диву даюсь, в какие ультразвуковые дали устремились современная акустика, усилители и источники. Спектр HD-ayduo трека в 24/96. Как видите, жизнь наблюдается и свыше пороговой на стоты слуха в 20 кГц.
Так называемые высокие частоты имеют долгую историю и вошли, можно сказать, в область фольклора. Любой бесконечно далекий от мук выслушивания кабеля охламон в состоянии высказать претензию — «что-то высоких маловато». Во времена магнитных перезаписей заветного «цыканья» катастрофически не хватало, а то, что имелось, таяло на суровых механизмах отечественных кассетников, как снег по весне. Сегодня, если верить спецификациям на компоненты, проблемы с высокими частотами остались далеко позади. От себя могу сказать, что с цифровым контентом по крайней мере характеристики никуда не уплывут и музыка будет звучать стабильно хорошо. (Или стабильно плохо, ха-ха.) Так все-таки, как относиться к бойким характеристикам от 0 до 100 кГц?
Официально считается, что человек в состоянии различать звуки от 20 Гц до 20 кГц. Это совпадает с порогом воспроизведения компакт-диска — половина частоты дискретизации 44,1 стереосигнала, т.е. 22,05 кГц. В хайрезах 24/192 значение верхнего предела теоретически может достигать соответственно 96 кГц, чего на практике никто не делает, никто не хочет семплировать пустоту, раздувая и без того немалый файл. В настоящее время наибольшее хождение получили как коммерческие, так и самодельные записи (например, виниловые рипы) в 24 бит/96 кГц. До 48 кГц частотного диапазона можно вместить что угодно и кого угодно. Да только кто туда пойдет?
Если вы закажете у сурдолога процедуру проверки слуха, то, как правило, свыше 8 кГц аудиограмму прибор и не станет рисовать. Считается, что для нормальной жизни больше и не надо. Вы можете раздобыть тестовые тоны и попробовать расслышать ВЧ начиная с десятки — для кого-то будет неприятным сюрпризом остановиться на 16 кГц. Но не спешите расстраиваться.
За исключением духового органа (10 кГц), который также умеет издавать и самые низкие звуки, свыше 4 кГц не играет ни один инструмент, даже флейта-пикколо. Другое дело, обертона — они могут карабкаться повыше — до 16 кГц у вокала, скрипки и пикколо. Область от 14 до 20 кГц отвечает уже за создание «воздуха» в фонограмме. А любимое народное «цыканье» тарелочек спокойно уложилось гораздо ниже — в диапазон от 7 до 12 кГц.
А что же тогда находится в HD-записях свыше 20 кГц? Да мало ли что. Говорят, что в ультразвуковой области могут залегать какие-то неучтенные ранее, а потому дико ценные обертона, которые человек (а особенно такой мнительный, как аудиофил) способен если не слышать, то ощущать. Если посмотреть частотку HD-трека, картина бывает разная. У кого-то видно применение фильтра на тех же сакраментальных 20 кГц, а дальше ничего и нет. У кого-то жизнь наблюдается до 48 кГц. Что это может быть? Как правило — ультразвуковые шумы квантования. Значит ли это, что аудио 24/96 и выше — обман народа? Совершенно не значит, потому что мы получаем не только расширение частотной полосы, но увеличение запаса динамического диапазона. Проще говоря, HD-фонограмму сложнее перегрузить при записи, поэтому даже виниловые рипы в домашних условиях на 24/96 звучат более разборчиво и выразительно, чем на стандартных 16/44.1.
Так что в финале парадокс: хоть и слышим мы дай бог чтоб до 18 кГц, а музыку все-таки лучше слушать в HD-изданиях. Как ни крути — компакт-дисками.
По материалам издания Stereo & Video
Автор Ярослав Годына