В основе деятельности американской компании Audioengine лежит идея приближения околокомпьютерного звучания к уровню Hi-Fi. В каталоге продукции представлены активные и пассивные акустические системы, настольные (desktop) усилители, беспроводные адаптеры, ЦАПы и ресиверы плюс остальное по мелочи. Рассматриваемая модель Audioengine А5+ занимает верхнее положение в фирменной иерархии.
Важно подчеркнуть, что Audioengine ориентируется не просто на Hi-Fi, а на доступный Hi-Fi. Можно даже сказать, на самый доступный. Как и ожидалось, лидер модельного ряда Audioengine А5+ (стоимость пары не превышает $ 500) предельно полно иллюстрирует стратегию производителя.
Перед нами мини-мониторные (полочные) активные акустические системы. Внешне тестируемые экземпляры черного цвета напоминают профессиональные колонки с характерными для них износостойкими корпусами, без изысков в виде красивого шпона с полировкой, рояльного лака и прочих украшательств. Правда, компания предлагает эту модель также с корпусом белого цвета (глянец) и в совсем уж «домашней» и довольно привлекательной отделке «бамбук» (bamboo). На дне А5+ есть тонкий коврик из упругой синтетической пены и винт для крепления к стойке или полке.
В рамках двухполосной конструкции нижний частотный отрезок поручен 125-мм мидбасовой головке с диффузором из кевларового трикотажа, а верхний — 20-мм твитеру с тканевым куполом в асимметричном неглубоком рупоре; последний помогает формировать пространственное поле с приоритетом излучения в горизонтальной плоскости.
Первые мысли о Hi-Fi возникают, когда читаешь слова «динамик с кевларовым диффузором»: если собрать все, что написано и сказано о звуковых преимуществах этого материала для бронежилетов, то получится фолиант толщиной едва ли не с «Войну и мир». Твитеры с текстильными куполами в Hi-Fi тоже в фаворе. Низкочастотное акустическое оформление — фазоинвертор; порт в виде горизонтальной щели высотой около 1 см устроен сзади вблизи верхнего ребра колонки, во всю ее ширину. Корпус изготовлен из 25-мм панелей MDF и вполне согласуется с нормами Hi-Fi.
Необходимо сразу оговориться, что колонки А5+ можно считать активными лишь отчасти. Полностью активная акустическая система содержит не только усилители, но и — что даже более важно — активные фильтры (в случае многополосной конструкции), оперирующие с сигналами низкого уровня. В А5+ же их нет, как и нередко присутствующих в активных АС средств коррекции АЧХ. Колонки получают линейный сигнал, а разбиение на полосы осуществляется после усиления посредством пассивных кроссоверов. Собственно активной является лишь одна из колонок, а вторая получает высокоуровневый сигнал от первой по акустическому кабелю и на соответствующие разъемы, как обычная пассивная.
Итак, активная начинка и средства коммутации сконцентрированы в одной (левой) акустической системе. Усилитель класса АВ обеспечивает выходную мощность 2 х 50 Вт (максимум 2 х 75 Вт); заявлено, что в блоке питания стоит тороидальный трансформатор. Расположенный сзади немаленький радиатор охлаждения нагревался во время работы незначительно.
А5+ принимает линейный стереосигнал на мини-джек (1/8 дюйма) или пару разъемов RCA. Находящийся рядом с джеком порт USB предназначен только для питания и зарядки совместимых устройств, в том числе фирменного адаптера беспроводного сигнала, ЦАПа; другими словами, он не принимает музыкальный сигнал (внутри нет ЦАПа, зато таковые есть в каталоге Audioengine). Для построения трифоника регулируемый выход (пара RCA) можно коммутировать с соответствующим входом сабвуфера — фирма выпускает активные низкочастотные модели. На задней стенке левой колонки расположены также тумблер питания, селектор сетевого напряжения (110 / 220 В), гнездо предохранителя и вход силового кабеля. Спереди имеются поворотный регулятор громкости и рабочий индикатор голубого цвета (мигает при выборе режимов Sleep и Mute).
Хорошее впечатление произвел тонкий (толщиной почти с книжную закладку), лаконичный и удобный ПДУ. На нем всего четыре кнопки: регулировки громкости, выключения звука (Mute) и перевода в режим Standby.
А5+ — усовершенствованная версия базовых колонок А5. Отличия ее от последних — фазоинвертор с тыловым щелевым портом, иначе организованное охлаждение усилительной схемы, более высокого качества акустические терминалы, присутствие ПДУ, регулируемого выхода и т. д.
Вблизи Hi-Fi
Звуковые преимущества Audioengine А5+ перед разномастными бумбоксами и большинством штатных акустических систем ноутбуков, а тем более смартфонов и планшетов неоспоримы, однако способность конкурировать с полноценным недорогим Hi-Fi, судя по первым слуховым впечатлениям, сомнительна. Пара представляет разную хорошо знакомую музыку в существенно упрощенном виде. Например, в звучании «Реквиема» и антемов Джона Раттера нет и следа многослойной пространственной полифонии, свойственной этой фантастической записи. То же касается и сложных программ классической музыки. С другой стороны, в легких жанрах и даже в джазе вышеупомянутая компромиссность проявляется гораздо менее явно.
Как выяснилось, первые впечатления в данном случае, не полно отражают уровень компонента. При рассмотрении столь демократичной аудиопродукции, разумеется, следует принимать в расчет соотношение между ценой и качеством, в отличие от High End, где эта необходимость не столь очевидна или же вообще отсутствует (на уровне искусства — не только аудио-, но любого искусства вообще — фактор стоимости размывается). По этой причине неверно выслушивать А5+ ухом, настроенным на оценку музыкальных способностей сверхдорогих компонентов, — а именно так привык работать слух экспертов «АудиоМагазина». К тому же стоит конкретизировать, что такое «недорогой Hi-Fi», на который ориентирована Audioengine А5+. Сегодня крайне непросто (скорее всего, невозможно) найти высококачественные пассивные мини-мониторы, тем более внушающей доверие марки с родословной, за соответствующую цену. А ведь к пассивным колонкам потребуется еще добавить и какой-никакой усилитель надлежащего класса. И пусть даже последний будет принадлежать к разряду доступного Hi-Fi, он почти наверняка окажется намного дороже пары А5+, реализующей принцип «почти все в одном», а общая цена колонок и усилителя существенно превзойдет стоимость тестируемой модели.
Сопоставление Audioengine А5+ с активными не мультимедийными (и тем паче профессиональными) акустическими системами серьезного уровня тоже неприемлемо ввиду многократной разницы в цене. Известным компаниям иногда удается поднять околокомпьютерное звучание на хорошую качественную ступень (один из примеров — Acoustic Energy Aego М), но это исключение из правила, так как обычно мультимедиа лежит за пределами интересов Hi-Fi.
С учетом всех этих соображений звучание Audioengine А5+ можно аттестовать как достойное. К несомненным достоинствам АС можно отнести то, что они не искажают пропорций музыкальной архитектуры, не терзают слух явными искажениями или грубостями. В звучании Audioengine А5+ есть то, что иногда называют драйвом, оно экспрессивное и достаточно динамичное — я слушал колонки на расстоянии 2,5 м от них. Стиль модели хорошо согласуется со словами «корректная звуковая информация». В целом качество колонок отвечает стремлению американской компании приблизить околокомпьютерное звучание вплотную к уровню Hi-Fi.
Audioengine А5+ можно оценить если не на пять с плюсом, то уж четверки с плюсом минимониторы точно заслуживают. По звучанию. И пятерки — по соотношению «цена / качество». Другими словами, за совсем небольшие деньги потребители с невысоким и даже скромным достатком, в т.ч. студенты, люди, проводящие немало времени за компьютером и активно исследующие музыкальную цифровую вселенную, могут получить качественный продукт как в звуковом, так и в функциональном отношении. Очевидно, американская компания зорко увидела и весьма удачно встроилась в рыночный зазор между полноценным и никак не общедоступным Hi-Fi — и совсем уж непритязательными и откровенно компромиссными компьютерными колонками с копеечными корпусами, динамиками и соответствующим звучанием. Audioengine А5+ располагается все же достаточно близко к верхней границе этого зазора.
Наконец, могу сослаться на авторитетное мнение американских коллег из «Stereophile». В 2012 году журнал включил Audioengine А5+ в перечень рекомендуемых компонентов класса С, признав колонки «одними из лучших в своем классе» и сопроводив их настоятельной рекомендацией к покупке.
Вывод
Audioengine A5+ — активные акустические системы хорошего конструктивного уровня, с немалыми коммутационными возможностями, аккуратным звучанием и привлекательным соотношением «цена / качество». Модель способна поднять на существенно более высокий уровень звучание компьютеров и портативных устройств.
Контрольный тракт
Ноутбук Asus со звуком Bang&Olufsen ICEPower
CD-проигрыватель Bryston BCD-1
Межкомпонентный кабель Analysis Plus Solo Crystal Oval
Измерения
Поведение АЧХ активной акустической системы Audioengine А5+ позволяет предположить, что во время прослушивания музыки будет заметно акцептирование на двух участках звукового диапазона: в нижней и верхней части спектра (рис. 1). Если это будет подтверждено при слуховом тестировании, то звук должен восприниматься как более «сочный» — многим слушателям это придется по вкусу. Нижняя граничная частота, рассчитанная по спаду чувствительности -10 дБ, находится на отметке 55 Гц, что является весомым результатом для компактной системы — вряд ли существуют минимониторные колонки соответствующих габаритов с более протяженным нижним регистром. Неравномерность на среднем участке слышимого интервала частот (соответствующем области наивысшей чувствительности слуха) не выпадает из коридора +/- 1,4 дБ - неплохой результат. Значение коэффициента нелинейных искажений находится ниже порога различимости при наиболее актуальных низких и средних громкостях. Уровень нелинейности при среднем уровне 88 дБ несколько завышен: 0,48% (рис. 2).
Музыкальный материал
disc 1 «Duke Ellington meets Coleman Hawkins» (Impulse! IMP 11622)
disc 2 Albenis. «Iberia». Marc-Andre Hamelin (Hyperion, CDA67476/7)
disc 3 «Terezine / Therezienstadt». Anne-Sofie von Otter (Deutsche Grammophon, 477 6546GH)
disc 4 Hartmann. «Concerto funebre» (Hyperion, CDA67547)
disc 5 «Debussy». Kate Royal (EMI, 394419-2)
disc 6 Purcell. «Chamber music». London Baroque (Harmonia Mundi, HMA 1951327)
disc 7 «Britten / Elgar». Cincinnati Orchestra / Paavo Jarvi (Telarc, 80660)
disc 8 Netrebko / Barenboim. «In the still of night» (Deutsche Grammophon, 001403402)
По материалам издания АудиоМагазин
текст Артем АВАТИНЯН