В прошлом сентябре, после того, как я познакомился с производством Devialet во Франции, я посетил фабрику Naim Audio в Англии. Разница между этими компаниями совершенно очевидна: Devialet автоматизировали всё свое производство и используют новейшие технологии, в то время как у Naim каждое изделие собирается вручную. Так как Devialet слишком молода, у неё пока ещё нет большого сервисного центра, в отличие от Naim, у которой на заводе есть большое помещение, на котором спустя годы побывала, видимо, каждая модель, когда-либо созданная этой компанией. Это помещение выглядит так, как будто оно принадлежит какому-нибудь историческому сообществу Naim Audio. Впрочем, обе компании преследуют одну и ту же цель - создание лучшей аудио-техники для дома. Не существует какого-либо одного способа достижения этой цели или одного изделия которое удовлетворит нужды всех пользователей. Как приверженцы хорошего звука, мы рады видеть обе компании, совершенствующие свою продукцию, придерживаясь совершенно разной философии.
Спустя несколько месяцев после возвращения домой, я получил сетевой плеер Naim NDX и источник питания XPS для тестирования. Дома у меня никогда не было изделий Naim, и это был мой первый опыт их длительного использования. Безусловно, мне провели демонстрацию на их фабрике и я слышал, на что способна продукция Naim на презентациях, но я не знал, что ожидать от этой конкретной модели. Потратив немного времени на установку, я начал прослушивать музыку через NDX. Как обычно, свежую систему я пристально не прослушиваю, да и алюминевый корпус в моём усилителе всё ещё расширялся после его подключения, издавая странные звуки, поэтому я дал системе прогреться около недели. Затем я провел полтора дня прослушивая, как выяснилось, крайне скучную систему. Музыка просто не текла через мои уши. Я подумал про себя: «Боже, как такая дорогая система могла оказаться настолько непривлекательной и не волнующей?» Этот обзор будет захватывающим.
Есть миллион занятий, которые я бы предпочел обозреванию скучного прибора и написанию банальной статьи об опыте его использования. Такие обзоры ценятся людьми, потому что им кажется, что обозреватели более честны тогда, когда пишут какую-нибудь разгромную статью на продукт гиганта индустрии. На самом деле, большинство из нас одинаково честны вне зависимости от того, как звучит тестируемое изделие, но мы стараемся выбирать качественную технику для обзора, потому что о ней намного приятнее писать. Возвращаясь к Naim NDX / XPS, звук которого не ловил звёзд с неба, я недоумевал, почему продукция такого восхваляемого бренда не оправдывала ожиданий. Быть может, я просто был не в настроении, или же приборам требовалось дополнительное время на прогрев. К концу второго дня я взял перерыв, перекусил и начал размышлять о том, что же я буду писать об NDX. Я не боялся написать всё как есть, но мне было лень выполнять столько не доставляющей удовольствия работы. Когда же я вернулся на ещё один сеанс прослушивания, я обнаружил, что некоторые вещи зазвучали по-другому. Связка NDX/XPS звучала настолько лучше, что я был раздражён и рад одновременно. Раздражён, что мой мозг и уши разрушали поступающий в них звук в течение 36 часов, и рад, что я наконец-то смогу получить удовольствие от прослушивания музыки и написания этого обзора. В течение следующих 6 часов я не мог остановиться от прослушивания этого нового открытого мной звука. Мне не были важны технические характеристики и отличительные черты этого плеера и источника питания, я лишь получал удовольствие от прослушивания своей музыки впервые за долгое время. Возможно, я был прав, что этот обзор будет захватывающим (на этот раз без сарказма).
Naim NDX Network Player
Сетевой плеер Naim NDX располагается в средней части линейки продуктов Naim, между топовым NDS и ND5 XS начального уровня. NDX представляет из себя цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) с традиционными цифровыми Hi-Fi-интерфейсами, такими, как S/PDIF (BNC или TosLink), Ethernet/WiFi, и аналоговыми входами. У NDX отсутствует изменение уровня громкости, он выдает постоянные 2.1 Вольта RMS на линейном выходе. При прослушивании половину времени я использовал Ethernet, половину — вход BNC S/PDIF. NDX поддерживает потоковую передачу с использованием UPnP, что значит, что в сети обязательно должен быть UPnP-сервер и устройство, играющее роль UPnP-контроллера. Управлять NDX можно с помощью вполне приличного приложения для iPhone с простым и лаконичным названием Naim. Приложение для устройств на базе Android также существует, но не использовалось в ходе тестирования. UPnP-сервером может быть любая комбинация железа и ПО, включая NAS с запущенным MinimServer или просто компьютер с любым подобным приложением, например, Jriver Media Center. Я использовал несколько подобных комбинаций и все они были совместимы с приложением Naim для iOS.
Помимо функциональности UPnP-контроллера, приложение Naim может выступать и в качестве своего рода пульта ДУ. С его помощью можно выбирать входы, изменять их настройки, переименовывать их и так далее. Ещё одна особенность приложения Naim, это режим просмотра в виде буклета. Во время просмотра музыкальной библиотеки с одной стороны экрана, с другой можно получить информацию об альбоме, как в классическом CD-буклете. Приложение позволяет пользователю листать страницы с информацией, взятой с Rovi, такой, как биография исполнителя, картинки, дискография, связанные исполнители и альбомы. Буклет также содержит ссылки, при нажатии на которые появляются всплывающие окна, содержащие дополнительную информацию об исполнителе, включая ссылки на Amazon для приобретения музыки. Стоит заметить, что в отличие от Roon, приложение Naim не содержит ссылок на исполнителей, не находящихся в библиотеке пользователя. Приложения Room и Naim могут выглядеть похожими, но функциональность у них сильно отличается. Приложение Naim представительное, быстрое и надёжное. Если я хочу найти и воспроизвести музыку с его помощью, то я найду её и воспроизведу. Как бы странно это ни звучало, но у многих подобных приложений на рынке с этим возникают проблемы. Моё единственное замечание заключается в том, что функциональность передней панели NDX могла бы быть дублирована и в приложении. Было бы гораздо удобнее использовать iPad чтобы ввести пароль от WiFi сети, нежели чем пульт ДУ, но т. к. эта процедура разовая, то этот недостаток можно счесть незначительным.
Замечание: Мне сообщили, что Naim работает над интеграцией с TIDAL, что позволит пользователям стримить lossless-музыку прямо на NDX и другие продукты Naim.
Через интерфейс Ethernet NDX воспроизводит аудио с характеристиками вплоть до 24 bit / 192 kHz. Поддерживаются все наиболее популярные стандарты lossless-форматы, такие, как WAV, FLAC, ALAC, and AIFF. Naim обещает поддержку gapless playback для всех lossless и большинства lossy форматов. Конечно же, я должен был подвергнуть NDX своему безжалостному тесту на gapless playback, проигрывая образы 24/192 FLAC и 24/96 FLAC такого размера, которыми могут «подавиться» сетевые плееры. NDX успешно прошёл это испытание через проводной Ethernet, чего нельзя сказать о беспроводном WiFi подключении. Я подключил NDX к своей 802.11n сети, состоящей из нескольких Apple Airport Extreme и Apple Airport Express на частоте 2.4 GHz. 16 bit / 44.1 kHz аудио передавалось безо всяких проблем, но с воспроизведением любых файлов с частотой дискретизации выше 44.1 KHz возникали проблемы. Лишь один файл 24 bit / 96 kHz получилось воспроизвести без фризов через WiFi. Внимательные читатели могли заметить, что я наблюдал подобные проблемы с воспроизведением через Auralic Aries по моей сети 802.11n до тех пор, пока не переключился на частоту 5 GHz. Стоит также отметить, что NDX не может подключаться к скрытым сетям. Сейчас все ещё нет консенсуса по тому, насколько актуальны скрытые WiFi сети в наши дни. Аргументы «за» и «против» одинаково сильны. Но те, кто хотят оставить свою сеть скрытой, будут вынуждены подключать NDX через витую пару.
Помимо этого, я подключал NDX через вход S/PDIF BNC, как обычный ЦАП без поддержки потоковой передачи мультимедиа. Так как у NDX нет USB-аудиовхода, то мне пришлось использовать USB-to-S/PDIF конвертер чтобы подключить мой компьютер к NDX. Во время этого тестирования Roon Labs выпустили новую версию своего ПО Roon. Приложение Roon является выдающимся по многим причинам, и я хотел попробовать его в связке с NDX. Я запустил сервер Roon на моём MacBook Pro, соединённом через USB кабель Wire World Platinum Starlight 7 с USB конвертером Berkeley Audio Design Alpha. Для соединения конвертера с NDX я использовал коаксиальный цифровой кабель Wire World с BNC-коннекторами. Многие производители предпочитают BNC-соединение из-за его маленького по сравнению с AES/EBU напряжения и настоящему импедансу в 75 Ом. Запустив сервер Roon Core на своём MacBook Pro, я использовал MacBook с Roon Remote для управления. Эта конфигурация выдавала прекрасный звук и мгновенный доступ к моей музыкальной коллекции.
Источник питания Naim XPS
Особенностью экосистемы Naim всегда была возможность замены источника питания. По словам знакомых мне пользователей Naim, эта возможность пользуется среди них популярностью. Действительно, это одна из причин, почему люди выбирают продукцию Naim. Стандартные источники питания, поставляемые с устройствами Naim, великолепны. Тем не менее, их улучшенные версии считаются изделиями мирового уровня. Блок питания XPS, присланный мне для этого тестирования, может использоваться в связке со многими устройствами Naim, такими, как NDS, NDX, ND5 XS и HDX – плеером с жёстким диском. По словам Naim, XPS содержит тороидальный трансформатор, шесть независимых стабилизаторов с низким уровнем помех. . Это новая конфигурация на дискретных стабилизаторах отвечает наивысшим стандартам компании Naim, предъявляемым компанией к стабильному, малошумящему источнику питания. Антивибрационная подставка XPS может пригодиться, например, мой экземпляр издавал слабый шум и немного вибрировал. Это не приковывает внимание и не является сильным недостатком, но это стоило отметить в данном обзоре.
Замечание: Из-за непредвиденных обстоятельств и сжатых сроков, я имел возможность протестировать XPS и NDX только в связке. Иными словами, я не использовал NDX со стандартным источником питания.
Да начнётся прослушивание!
Композиция Peter, Paul, and Mary “All My Trials” с альбома “In The Wind” недавно стала для меня одной из любимейших, т.к. мне в ней нравится как качество записи, так и сама музыка. Впервые я пришёл в восторг от этой песни на CES, когда меня с ней познакомил разработчик динамиков Эндрю Джонс, и с тех пор она продолжает находиться в ротации на калифорнийском радио. Ощущения от прослушивания этой песни через Naim NDX / XPS были потрясающими. Устройства Naim работали как машина времени, которая перенесла меня в 1963 год, когда был выпущен этот альбом. Эта композиция длится всего около 3.5 минут, и я не хотел, чтобы она заканчивалась, поэтому я поставил её на повтор, чтобы ощущение путешествия во времени не покидало меня. Совершенно не важно, каковы технические характеристики и особенности у данного устройства, потому что наиболее важным фактором являются ощущения от прослушивания музыки на нём: я хочу, чтобы оно создавало звуковую иллюзию, уносящую меня из реальности прямо в студию звукозаписи или на концерт. Связка из устройств Naim в этом преуспела: я чувствовал себя словно муза на стене в той студии. Начиная от сольной вокальной партии и заканчивая гармонизирующими вокальными линиями, исходящими из каждого динамика, звук был настолько чарующим, что мне хотелось оказаться в автобусе какого-нибудь хиппи. Я не любитель фолк-музыки, но возможность слышать каждую интонацию голоса и реалистичность бэк-вокала в этой композиции при прослушивании через связку Naim NDX / XPS поразила меня.
Замечание: Я недавно послушал эту композицию вновь на моей акустической системе с оборудованием Naim, и у меня пошли мурашки поже. Невероятное ощущение.
Сменив предыдущую композицию на мой любимый альбом Дайаны Кролл The Girl In The Other Room, Naim NDX / XPS перенёс меня назад в 2004 год, в Capitol Studios с продюсером Элом Шмиттом. Моими любимыми песнями на этом альбоме являются заглавный трек, Narrow Daylight и Departure Bay. Но моим номером один всё же является кавер Дайаны на песню Elvis'a Costello “Almost Blue”. Эта композиция похожа на All My Trials тем, что в ней прекрасно сочетается качественный мастеринг и приятная музыка. Almost Blue позволяет продемонстрировать изысканность и мощь связки Naim NDX / XPS, а также контролируемое воспроизведение суб-баса. С самой первой ноты и на протяжении всего трека оборудование Naim воспроизвело затухание звука пианино Дайаны настолько качественно, что оно запросто может быть сброшено на оборудование более низкого качества. Создается ощущение, что ноты отскакивают от деревянной крышки рояля Steinway Дайаны прямо в комнату. В том же ключе можно описать отличное затухание и звон тарелок Питера Эрскина. Если бы я разбирался в них, я бы наверняка смог бы назвать марку и модель каждой из них при прослушивании этой песни с помощью оборудования Naim. Несомненно, вокал Дайаны передается с исключительным реализмом, но фундаментом всей этой музыкальной палитры является невероятная игра басиста Кристиана МакБрайда. С помощью оборудования Naim бас укрепляет этот трек так, как будто он вычерчен на бумаге. Каждый удар по струне слышен в виде отдельной ноты, это ничуть не похоже на гудение моделей более низкого уровня. Хотя первые полторы минуты бас был очень хорош, быстрая басовая партия ближе к концу звучала исключительно. Даже любители баса, проезжающие через мой район, могли бы выглядеть несколько более утончённо при прослушивании этого трека, а не нести чуши и громыхать с закрытыми затонированными окнами, как они обычно и делают. Иными словами, никакая автомобильная аудиосистема не будет звучать так, как Naim NDX / XPS. Возможно, местным басоголовым нужна Bentley с аудиосистемой Naim.
Группа с хорошими партиями трубы - как бальзам на моё сердце. Поэтому неудивительно, что Big Phat Band Гордона Гудвина является частым гостем в моей гостиной. Прослушивание Sing Sang Sung с альбома Swingin’ For The Fences через Naim NDX / XPS подчёркивает невероятные обертона трубы. Яркое, пронзительное великолепие может быть услышано при прослушивании этой композиции, и оборудование Naim страстно доносит его до слушателя. На более слабом HiFi оборудовании резкость, яркость трубы может быть смягчена до ровного, усыпляющего джазового звучания. Но согласно Венской Симфонической Библиотеке, такие духовые инструменты, как труба, могут звучать как угодно, от металлического звука до пронзительного и резкого. Всё что угодно в этом промежутке может быть отчётливо услышано через эту связку устройств Naim.
Закончив школу в 1994 году, я был в идеальном возрасте для того, чтобы с головой окунуться в грандж. Без работы и денег, у меня было достаточно свободного времени, чтобы проводить его за музыкой. Я скупил всё в окрестностях Сиэттла, до чего смогли дойти мои руки. Насколько известно многим мои читателям, я подсел на Pearl Jam с того момента, как услышал первые ноты Alive на радио и незамедлительно приобрёл альбом Ten. Но музыка Nirvana была для меня чем-то совершенно иным. Мне они нравились, но у их музыки была некая резкость, которая совсем не трогала меня. Тексты таких песен, как знаменитая Smells Like Teen Spirit, казались мне пустыми, например, “A mulatto, an albino, a mosquito, my libido…” Безусловно, искусство субъективно и красоту каждый видит по-своему, но я никак не могу назвать Курта Кобейна гениальным поэтом. Тем не менее, я слушал Nirvana и до, и после смерти Курта. 4 мая 2015 г. На HBO вышел документальный фильм Бретта Моргена “Kurt Cobain: Montage of Heck” (“Кобейн: Чёртов монтаж“). Этот фильм предлагает новый взгляд на жизнь Курта от рождения и до самой смерти. Исполнение группой песни Where Did You Sleep Last Night Ледбелли было очень эмоциональным завершением фильма. И как же всё это связано с Hi-Fi и оборудованием Naim? Этот фильм сподвиг меня на прослушивание дискографии Nirvana ещё раз, включая всё выступление MTV Unplugged, содержащее кавер на Ледбелли. Прослушивание Where Did You Sleep Last Night через систему Naim вызвало у меня больше эмоций и чувств о гранже и Курте Кобейне, чем сам документальный фильм. Он мне понравился, но он не шёл в никакое сравнение с той звуковой иллюзией, которую создала моя аудиосистема. Начиная с акустического вступления со слайдами вверх-вниз по грифу и заканчивая убедительными криками Курта в конце песни, это исполнение звучало убедительнее и энергичнее, чем на любой средненькой аудиосистеме. Сила хорошего аудиооборудования состоит в том, чтобы вызвать у слушателя эмоции. Эта сила неизмерима, и все маркетологи стремятся упомянуть её в своих рекламных материалах. Связка Naim NDX / XPS могла бы если не написать, то точно быть соавтором книги о том, как связать пользователя со своей коллекцией и вызвать те потерянные эмоции от великолепных произведений искусства.
Выводы
Сетевой плеер Naim NDX и источник питания XPS – это связка, созданная для путешествий во времени. Эта способность вернуть слушателя в студию звукозаписи в 1963-й или на выступление Nirvana в Sony Studios для MTV Unplugged 18 ноября 1993 г. сверхъестественна. Оборудование Naim спасает людей от реальности комбинацией изысканности, ударной мощи, контроля баса и невероятной способности передавать ощущение простора и затухания инструментов.
Возможности NDX более чем достаточны для большинства слушателей, имеющих средства для его покупки. Тем, кому нужно аудиосоединение по USB, придется поискать что-нибудь другое, но тем, кто ищет сетевой UPnP плеер или ЦАП с цифровыми входами, нет необходимости продолжать поиски. Единственное, чего мне не хватает в NDX, так это регулятора громкости, но это только из-за моего желания обойтись без предусилителя и удалить один элемент из цепи. Иначе говоря, звучание NDX / XPS через предусилитель говорит само за себя. Это фантастические устройства, которые могут составить конкуренцию лучшим моделям на рынке.
Используемое оборудование
Source: CAPS v4 Cortes Server (UPnP), MacBook Pro
DAC: Berkeley Audio Design Alpha DAC RS
D-to-D Converter: Berkeley Audio Design Alpha USB
Amplifier: Pass Labs XA160.5 Monoblocks
Loudspeakers: TAD Labs CR1 Compact Reference
Remote Control Software: Naim iOS app
Remote Control Hardware: iPhone 6+, iPad (3rd Generation)
UPnP Server Software: JRiver Media Center, MinimServer
Playback Software: Roon
Network Attached Storage (NAS): Synology DS1812+
Audio Cables: Wire World Platinum Eclipse 7 Interconnects (XLR & RCA), Wire World Platinum Eclipse 7 Speaker Cables, Wire World Platinum Starlight 7 USB 2.0, Wire World Platinum Starlight 7 Digital Cables,
Power Cables: ALO Audio AC6 Power Cables
Ethernet Cables: AudioQuest Vodka Ethernet Cables throughout system
Network: Cisco SG200-26 Switch, Baaske MI-1005 Ethernet Isolator, Apple AirPort Extreme, PFSense Router / Firewall, Cisco DPC3000 Docsis 3.0 cable modem, Comcast Extreme 105 Mbps Internet Service
По материалам издания "The Computer Audiophile"