Злейший враг аудиофила — не хроническое отсутствие средств на модернизацию и даже не равнодушная к высококлассному звучанию супруга. Это, как ни парадоксально, акустические свойства помещения, в котором установлена аудиосистема. Изменить положение так, чтобы «дома и стены помогали», призван компонент французской компании Trinnov. Впрочем, у него немало и других талантов.
ЦЕНА 498 000 PУБ
Если бы фирмы, подобно людям, получали паспорта, у Trinnov Audio в графе «год рождения» стояла бы идеально круглая дата — 2000 год. Именно на рубеже тысячелетия три французских инженера, в т.ч. и Арно Лабори, нынешний глава фирмы, занялись разработками в области трехмерного звучания, понимая под этим особенности распространения акустических волн в замкнутом пространстве. Два года спустя коллектив обрел имя Trinnov, которое расшифровывается как «ЗЭ-инновации». Первым крупным успехом фирмы стал показанный на 118-й Конвенции сообщества аудиоинженеров AES в Барселоне (2005) аппарат Optimizer для профессиональной оптимизации акустических свойств помещения. К 2007 году этими устройствами были оснащены многие из крупнейших теле- и радиостудий мира, от Великобритании до Канады, а еще через год алгоритмы оптимизации Trinnov стали использоваться в бытовой электронике, например, в AV-ресиверах Sherwood R-972 и R-997. 2010 год ознаменовался появлением предварительных усилителей с оптимизатором — профессиональной модели ST2Pro и бытовой ST2 Hi-Fi, а пару лет спустя был разработан универсальный компонент Ametyst. Он не только является средоточием достижений фирмы в области акустической оптимизации, но и отвечает всем требованиям, которые диктует взрывное развитие цифровых технологий.
Не привлекая к себе излишнего внимания, «Аметист» гармонирует с мощником любого производителя High-End-техники (фирма Trinnov Audio, строго придерживаясь принципа специализации, усилителей мощности не выпускает). Визуальным центром притяжения служит регулятор громкости — его диаметр чуть больше, чем у поворотно-нажимного переключателя источников. Все данные о состоянии устройства выводятся на дисплей, при этом цвет индикации напоминает больше бирюзу, а не аметист. Давая процессору название драгоценного камня, создатели, по всей видимости, руководствовались не внешним сходством, а незаурядными способностями компонента.
Первое представление о его талантах можно получить, осмотрев коммутационную панель. Опытный звуколюб сразу же отметит, что перед ним не просто предварительный усилитель с возможностью подключения двух источников несимметричного или балансного сигнала, но и ЦАП, принимающий данные по коаксиальной, оптической и балансной шине, а также способный работать с внешним генератором синхроимпульсов (есть соответствующий вход/выход, реализованный на BNC-гнездах). Добавим, что один из несимметричных входов можно преобразовать в Phono-порт для ММ-картриджа вертушки винила, а выходы сконфигурировать для подключения АС по схеме bi-amping или работы в режиме 2.1, 2.2, LCR, LCRS, 3.1, 4.0. Тем временем эксперт, заметив рядом с колодкой интерфейса RS-232 гнездо Wi-Fi-антенны, поймет, что «Аметист» является еще и сетевым плеером (об этом же свидетельствуют выведенные в отдельную коммутационную зону четыре USB-порта и гнездо LAN). Но как оценит знаток аудиотехники явно компьютерные гнезда, расположенные под тумблером включения? Мы подскажем: это VGA-разъем для выведения на монитор экранных меню процессора плюс порты клавиатуры и мышки. Продолжать? Или вы уже догадались: они необходимы для проведения акустической оптимизации помещения и громкоговорителей.
Это, без сомнения, наиболее важная особенность процессора. Посредством специального калибровочного микрофона (опция; можно вызвать специалиста-настройщика с таким микрофоном) встроенный программный модуль оптимизатора способен провести акустическую коррекцию на уровне, о котором не могут мечтать даже владельцы самых дорогих AV-процессоров. Подробный рассказ о ней вышел бы далеко за рамки одной статьи (достаточно сказать, что в данной области фирма Trinnov держит пять международных патентов). Наметим хотя бы общий контур.
Начнем с того, что в качестве тестового сигнала не используется розовый шум. Он носит случайный характер и не позволяет определить источник излучения (колонки это или сигнал, отраженный от стен). Далее: он дает информацию лишь о частотных характеристиках помещения, а ни для кого не секрет, что гораздо важнее характеристики временные.
Нельзя также забывать о том, что сами громкоговорители — устройства несовершенные. Они обладают собственными резонансами, а их драйверы — инерционностью, несогласованностью по фазе и проч. В связи с этим для АС и для помещения необходимо разработать разные алгоритмы оптимизации, одновременно не забывая о том, что отражения отнюдь не всегда являются врагом хорошего звука (в частности, очень важны первые отражения от стен). Однако разработчики утверждают, что оптимайзер способен выделить из общей интерференционной картины паразитные отражения и заглушить только их. Для этого посредством сложной системы электронных фильтров высокого порядка из входного сигнала вычленяются необходимые гармоники, инвертируются по фазе и добавляются в выходной сигнал с четко рассчитанной задержкой. Конечно, эти вычисления должны проводиться буквально за микросекунды, иначе звуковая картина будет искажена. Вот почему сердцем «Аметисту» служит 2-ядерный процессор, работающий на частоте 1,8 ГГц с 64-разрядной точностью.
В числе других конструктивных особенностей аппарата — раздельные блоки питания для аналоговых и цифровых цепей, АЦП 24 бит/192 кГц и ЦАП с такими же характеристиками.
Поскольку алгоритмы оптимизации очень сложны и понятны лишь высококвалифицированному специалисту (имеется, например, 31-полосный эквалайзер), для рядового пользователя предусмотрены т.н. Wizard (программа с пошаговыми инструкциями) и 29 пресетов, рассчитанных, как говорится, на все случаи жизни (для музыки различных жанров, стерео- или многоканальных записей, разного числа слушателей и их расположения).
Будучи сетевым плеером, «Аметист» способен принимать потоковое аудио с компьютера/ NAS-сервера как по проводному интерфейсу DLNA, так и по Wi-Fi (читаются файлы WAV, AIFF, OGG Vorbis, а также FLAG до 24 бит/192 кГц). В беспроводном режиме он работает и с iOS-гаджетами. Кроме того, им можно управлять со смартфона или даже удаленного компьютера посредством протокола VNC (Virtual Network Computing). Все настройки осуществляются на лету, так что оценить их результат можно почти мгновенно.
Прослушивание проводилось как в стерео-режиме, так и в режиме 4.0 (мы подключали к «Аметисту» два высококлассных стереоусилителя мощности), причем в последнем случае тыловая акустика значительно отличалась от фронтальной по тональному балансу, что создавало «Аметисту» дополнительные трудности. Тем не менее он справился со своей задачей блестяще. Результирующая аудиосцена отличалась предельной слаженностью. Ради чисто спортивного интереса мы запустили с тестового DVD розовый шум последовательно во все колонки и с изумлением обнаружили, что тембральные различия в звучании фронта и тыла, очевидные изначально, после оптимизации практически исчезли! Многоканальный вариант альбома «The Dark Side of The Moon» группы Pink Floyd зазвучал столь реалистично, что эту самую популярную тестовую запись, выученную нами уже наизусть, мы как бы открыли заново.
Стереотреки тоже значительно приободрились — улучшилась стабильность центральных звуковых образов, бас совершенно избавился от гулкости, обрел дополнительную упругость. При этом в звучании не появилось ни малейших признаков искусственности или упрощения, характерного для записей, обработанных привычными DSP-алгоритмами. Казалось, сами стены нашей тестовой лаборатории зазвучали в унисон с воспроизводимыми треками, а такое случается нечасто. Французские специалисты сумели сделать акустику помещения не врагом, а союзницей аудиофила. Они успешно решили задачу, традиционно считавшуюся акустической разновидностью квадратуры круга.
КОММЕНТАРИЙ
Предусилительный тракт обладает безукоризненными характеристиками. АЧХ предельно ровная до 30 кГц (неравномерность в реально слышимом диапазоне составляет всего 0,2 дБ), затем начинается легкий спад, который даже на пределе измерений не превышает —2 дБ. В итоге процессор оказывается способен полностью раскрыть потенциал записей высокого разрешения. Показатели встроенного ЦАПа роднят «Аметист» с CD-проигрывателем высокого класса. АЧХ укладывается в коридор шириной 0,3 дБ, дисбаланс каналов отсутствует (величиной 0,01 дБ можно пренебречь). Нелинейные искажения ничтожны на всех частотах (даже пиковая величина КНИ равняется всего 0,005%). В спектре выходного сигнала наблюдаются следы двух разностных гармоник, однако их уровень чрезвычайно низок (-90 дБ).
По материалам издания Stereo & Video
текст Вячеслав Саввов