\



Pult_ru.gif


All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Шотландия, которая хотя и входит в состав Соединенного Королевства, но аутентичности нисколько не теряет. Сколько бы ни приходилось иметь дело с системами Linn, всегда возникает чувство мини-дежавю: что-то знакомое, какая-то несильная, но безошибочно распознаваемая окраска, делающая их звучание узнаваемым. Впрочем, термин «окраска» в аудио имеет скорее негативное значение, здесь же она нисколько не раздражает. Скорее наоборот. Потому что это не окраска в обычном понимании, а оттенок, атрибут индивидуальности звукового почерка Linn. Сохранился ли он на цифровом уровне? Послушаем...

Краткая преамбула

Обычно к рассказам о Linn приступают с винилового проигрывателя Sondek LP12, с которого началось восхождение бренда на аудио-Олимп. Уже с приснопамятного 1973 года, когда компания Linn, возглавленная Айвором Тифенбрюном, отпочковалась от Castle Precision Engineering (Глазго), она постоянно была в центре внимания, демонстрируя непокорный «инженерный норов». Практически все, что выпускалось, делалось наперекор техническому мейнстриму, однако спустя какое-то время дерзко новаторские идеи Тифенбрюна сами становились мейнстримом, подхваченные множеством производителей элитарной аппаратуры. Так было, например, с блочно-модульной конструкцией, зачатки которой заложены еще в Sondek LP12 — задолго до компьютерной эпохи, кстати. С тех пор апгрейды превратились в визитную карточку Linn — компании, не бросающей своих клиентов сразу после оплаты товара, а продолжающей заботиться о них до тех пор, пока остается возможность путем замены отдельных блоков (а начиная с определенного времени, и программного обеспечения) сохранять актуальность аппаратуры на фоне быстро меняющихся технодекораций.

Сегодня морально нестареющий бренд Linn все также норовист, неформален и уверенно сохраняет ореол культового.

Linn цифровой и сетевой

Модель Akurate DSM, о которой пойдет речь, относится к категории сетевых проигрывателей, или стримеров. Такие изделия предназначены для воспроизведения цифрового аудио любых форматов со всех мыслимых источников, как автономных, так и сетевых. Своего привода Akurate DSM не имеет, как и вообще какой-либо подвижной механики. Вся информация, которую ему предстоит декодировать, перекодировать и преобразовывать в аналоговую форму, приходит либо по сети Ethernet, либо (с автономных источников) на входы HDMI, S/PDIF, AES/EBU, TosLink. Аналоговые источники не забыты: здесь есть небалансные и балансные стереовходы, причем один из небалансных может конфигурироваться как вход Phono (по умолчанию для MC-головок, но при желании перепрограммируется в ММ). С балансных и небалансных аналоговых выходов сигналы желаемого уровня подаются на внешние устройства: усилители или активные АС.

Вроде перед нами хоть и не совсем необычный и даже в чем-то урезанный (нет дисковода), но все же плеер, не более того. Но посмотрим, насколько расширятся его технические полномочия, как только он будет подключен к локальной сети. Можно использовать уже имеющуюся в доме сеть или даже различные совмещенные варианты, включая X10, когда информация распределяется по сети электропитания (конечно, с соответствующими адаптерами), но лучше всего, если в распоряжении пользователя окажутся витые пары 6-й категории. Беспроводные решения тоже возможны, хотя это, безусловно, не самый удачный с аудиофильской точки зрения способ, так что оставим его исключительно для дистанционного командования аппаратурой.

Подключив к сети, помимо Akurate DSM, накопитель достаточной емкости и компьютер (либо несколько), а также обеспечив доступ в Интернет, мы получим универсальную, гибкую, наращиваемую и абсолютно всеядную систему управления потоками цифрового аудио, а при наличии дополнительных аналоговых источников, подсоединенных непосредственно к Akurate DSM, — еще и аналогового. Да и для видео здесь есть место, пусть и скромное: сквозная коммутация через тракт HDMI.

Зачем в хай-энде компьютер?

Ответ на этот вопрос со стороны закоренелых аудиофилов известен: в хай-энде компьютерам делать нечего. Между тем при корректных настройках программного плеера (например, Foobar) треки, перенесенные на компьютер с компакт-диска, часто звучат лучше, чем с первоисточника при воспроизведении на дорогом CD-транспорте. И это при всех условностях: масса лишних для аудио параллельно протекающих процессов, помехи от небезупречных блоков питания и высокочастотные наводки, джиттер... Именно потому отдельно живущий сетевой проигрыватель гораздо предпочтительнее, поскольку он осуществляет только то, что ему предписано: декодирование (если речь идет о сжатых форматах), интеллектуальный пересчет потока (при апсемплинге) и цифроаналоговое преобразование. Шумы, помехи и производимый компьютером джиттер умирают в буферах передискретизации сетевого плеера, высокостабильный тактовый генератор которого расположен непосредственно перед ЦАПами. А вся грязная работа ложится на ПК. Какая именно?

Во-первых, копирование компакт-дисков с помощью программы-риппера, скажем бесплатной Exact Audio Copy. Ставя диск на традиционный транспорт, мы воспроизводим информацию в реальном времени, и многократно «вчитываться» в сомнительные фрагменты — царапины, потертости, грязь, пыль — просто некогда. Конечно, работают двухуровневый алгоритм исправления ошибок (коды Рида — Соломона) и интерполяционная маскировка неисправимых ошибок (выпадений информации). Но результат никогда не бывает стопроцентным, компромисс неизбежен. А компьютерный привод действует в принципе иначе: тут мы не привязаны ко времени, можно сколько угодно мусолить лазером нечеткие фрагменты, выбирать наиболее достоверные прочтения, комбинировать их так и сяк и, только когда ничего не помогает, заниматься маскировкой выпадений, восстанавливая утерянные отсчеты по предыдущим и последующим фрагментам цифрового потока. Кроме того, можно варьировать скорость, выбирать тот или иной режим считывания, экспериментировать с различными опциями. При этом «грязный» диск просто будет копироваться дольше, чем чистый, а результат вполне способен оказаться таким же. Именно потому копия СD с винчестера, флешки или даже корректно прожженной болванки почти всегда звучит лучше, чем оригинал.

Но компьютер в качестве плеера не очень удобен, слишком много настроек нужно правильно сделать. Однако он необходим еще и для того, чтобы скачивать аудиоконтент с музыкальных порталов (что в последнее время становится все более популярным), а также создавать на своем винчестере либо на внешнем накопителе музыкальные библиотеки.

Потоки цифрового аудио поступают с компьютера или накопителя на плеер по сети поверх протокола TCP-IP. Этот прием распределения информации без потерь давно используется не только для аудио, но и для видео в совмещенных системах «умного дома» и мультирум.

Как управиться с таким хозяйством?

Для того чтобы компьютер подружился с Akurate DSM и сетевым накопителем, на нем устанавливается специальная программа Kinsky, реализующая наглядный графический интерфейс и удобный доступ к материалу, хранящемуся на всех подключенных к сети источниках и накопителях, а также управление функциями воспроизведения. Существует дополнительная утилита Songcast, обеспечивающая трансляцию всего звука с компьютера на DS-проигрыватели Linn. Обе программы могут передавать музыку с качеством до 24 бит / 192 кГц (от MP3 до несжатых файлов WAV и FLAC, от интернет-радио до HD-треков студийного разрешения, которые можно добыть на ряде аудио-порталов). При этом все DS-плееры имеют функцию AirPlay, благодаря которой любой девайс Apple при встраивании в ту же локальную сеть способен воспроизводить посредством Linn собственную библиотеку музыки без дополнительных настроек. Более того, программа Kinsky, написанная в тесном сотрудничестве с Apple, доступна для бесплатного скачивания на модные гаджеты iPod, iPhone и iPad, которые можно использовать не только как еще один источник данных (включая хранящиеся на них библиотеки iTunes), но и как удобный пульт управления аудиокомплексом (естественно, к Akurate DSM прилагается полнофункциональный штатный пульт ДУ).

Так все же удобство или качество?

В прошлом, да сейчас эти показатели частенько воспринимаются многими как антиподы. Мол, чем система проще, тем, конечно, неудобнее, зато качество звука выше. Люди забывают, что это чисто аналоговое мышление, а «цифра» при всей неоднозначности ранних стадий ее биографии позволяет заменить в приведенной выше формуле «или» на «и». К тому же без астрономического роста цен на каждую сервисную «примочку».

Об удобстве пользования Akurate DSM мы уже подробно рассказали, теперь перейдем к качеству, точнее, к его физической платформе. Цифроаналоговые преобразования осуществляются чипами Wolfson WM8741. Это ЦАПы типа multi-bit delta-sigma, принимающие цифровой поток с глубиной разрешения до 32 бит и частотой следования отсчетов до 192 кГц, чего вполне достаточно для бескомпромиссного воспроизведения HD-треков. Они оснащены также встроенными цифровыми фильтрами изменяемой конфигурации, но последние здесь не используются: для декодирования, апсемплинга и цифровой фильтрации Linn предпочитает более серьезную вычислительную платформу на основе ПЛИС (программируемая логическая интегральная схема). В данном случае это довольно продвинутая разновидность ПЛИС — FPGA (Field Programmable Gate Array) производства Xilinx — Virtex-4. Она обеспечивает достаточную вычислительную мощность для DSP-обработки при 8-кратном апсемплинге (до 384 или 352,8 кГц) и цифровой фильтрации с глубоким подавлением частоты семплирования. В каком формате данные подаются на ЦАПы Wolfson, узнать не удалось, но с учетом их верхнего предела в 192 кГц очевидно, что после DSP имеет место некоторый даунсемплинг.

Несмотря на то, что Wolfson WM8741 может работать и с DSD-потоком, сигналы с SACD, подаваемые на вход HDMI, переводятся в PCM формата 176,4 (либо 88,2) кГц и в таком виде отправляются на DSP. То же самое происходит и с данными с DVD-Audio. При этом многоканальные треки преобразуются в стерео.

При работе с источником видео по HDMI звуковой сигнал полноценно декодируется Akurate DSM, а видео проходит «насквозь», что позволяет коммутировать видеоисточники. В режиме Standby и для аудио, и для видео реализуется сквозной канал HDMI.

Громкость регулируется в два этапа: грубо на аналоговом уровне и более точно (с шагом в доли децибела) на цифровом, путем пересчета семплов.

Еще один интересный штрих к портрету, всецело в духе Linn отдающему инженерной дерзостью, — блок питания данного аппарата: он импульсный, Dynamik Power Supply (предлагается в качестве апгрейда компонентов Linn, но здесь используется как штатный). Многие компании, испробовав технологию импульсного питания, вернулись к обычным блокам питания, еще и позиционируя подобный шаг как «апгрейд». Упрямая же Linn все-таки добилась того, чтобы теоретические преимущества импульсной технологии положительно сказывались на звучании. А ведь все уже было поверили, что это невозможно.

Тифенбрюн утверждает, что сегодня не существует лучшего способа воспроизведения компакт-дисков, нежели предлагаемый им вариант с сетевым проигрывателем. Утверждает с тем же пылом, с каким в далеком прошлом убеждал окружающих в преимуществах своего Sondek LP12. Теоретически, с учетом всего вышесказанного, это так. А практически? Послушаем!

Звук

Прослушивание проходило в новом салоне Linn, недавно открытом в торговом комплексе «Времена Года». Было решено обеспечить Akurate DSM по-настоящему тепличные условия, чтобы все его достоинства проявились в полной мере. Для этого остальная часть тракта должна быть как минимум не хуже, а по возможности даже лучше, чем сам сетевой проигрыватель, хотя это и идет несколько вразрез с маркетинговыми установками. Но поскольку такая возможность у нас имелась, мы интегрировали проигрыватель в систему с активными колонками Linn Climax (флагманы). Встроенные усилители — импульсные (условно их чаще всего называют цифровыми). Akurate DSM был включен в локальную сеть, в которой также находились накопитель NAS с целым архивом обычных и HD-файлов в формате FLAC, и спрятанный в аппаратной компьютер. Автономный источник, читающий Blu-ray и SACD, был подсоединен к Akurate DSM напрямую по HDMI. В придачу отдельные треки с хорошо знакомых компакт-дисков были скопированы на винчестер компьютера в виде файлов WAV.

В целом между звучанием фрагментов столь разношерстной программы было больше общего, нежели отличий. Конечно, SACD выигрывал, как и всегда (в том, что HDMI — идеальный интерфейс для звука, приходилось неоднократно убеждаться), но не с таким большим перевесом. А что объединяло — тот самый «линновский» оттенок, настолько благородный и выдержанный, что так и хочется заменить это слово словом «букет». Естественная ассоциация — с односолодовым виски, еще одним шотландским эндемиком: островным, темным, торфяным... Пожалуй, «Лагавулин» подойдет — кто слышал Akurate DSM и пробовал этот напиток, тот поймет.

Что так привлекает в звучании DSM, кроме общего ощущения, что имеешь дело с чем-то настоящим, единственным в своем роде и неповторимым? Это поразительная ясность и материальность звуков, начиная с низкого баса и заканчивая, нет, не самым верхом, который еще воспринимается как самостоятельный звуковой компонент, а слегка пониже. Все исчерпывающе четко разделено и артикулировано, кажется, еще чуть-чуть — и ты перенесешься в пространстве и во времени и окажешься в студии, где производилась запись. Иногда такое чувство возникает. В иные моменты немного мешают слегка придавленные высокочастотные компоненты. Хотя стоит им выйти на первый план, и это ощущение исчезает, уступая место восхищению от того, насколько четко очерчены временные контуры тарелки или треугольника, насколько точно переданы тембры и фактура голосов и инструментов. Словом, когерентность и ритмика здесь на пять с плюсом. Воздух? Он есть, и в достатке, просто он более теплый, чем обычно, как бы сосредоточенный больше в области середины и верхнего баса.

Все вышесказанное в одинаковой степени относится ко всем использованным при тестировании музыкальным фрагментам, но даже на столь выигрышном общем фоне файлы высокого разрешения все же безошибочно угадывались по лучшей прорисовке звуковой сцены в глубину и богатству полутонов.

Надо заметить, что импульсные усилители (встроенные в колонки Climax) характеризуются в первую очередь прекрасной передачей временных соотношений и тембров, но почти всегда грешат определенной потерей разрешения в верхнем регистре, причем этот эффект больше проявляется на, казалось бы, самых совершенных изделиях данной категории, в которых цифровой поток непосредственно преобразуется в ШИМ (широтно-импульсная модуляция). Видимо, компания Linn решила дождаться, пока эта технология достигнет пика своего развития, а пока остановиться на промежуточном варианте, с аналоговым этапом. Так или иначе, результат впечатляет.

[ Вывод ]

Цифровые технологии давно переписали многие догмы мира аналогового аудио, включая и ту, что выражается словами «универсальность достигается за счет качества». Сетевой проигрыватель Linn Akurate DSM — еще одно тому подтверждение, далеко не первое и, конечно, не последнее. Но при этом одно из наиболее убедительных. И если дегустация такого звука приносит столько удовольствия, то какое, наверное, счастье стать его обладателем на постоянной основе!

[Контрольный тракт]

Активные акустические системы Linn Climax 350A
Межблочный кабель Linn Silver Balanced XLR


По материалам издания Аудиомагазин
Текст: Артур ФРУНДЖЯН
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить