Продажи компакт-дисков неуклонно снижаются уже не первый год. Представители рекорд-индустрии сваливают все свои беды на пиратов, хотя на самом деле причина в другом. Цифровой джинн, который на протяжении нескольких десятилетий был рабом лампы, то есть компакт-диска, вырвался на свободу — Интернет и компьютеры выпустили его на волю. Загнать обратно не получится, а вот договориться и сделать своим союзником вполне реально.
НА НАШИХ ГЛАЗАХ ПРОИСХОДИТ ОЧЕРЕДНАЯ СМЕНА ПАРАДИГМЫ звуковоспроизведения. Сокращается производство «чистых» CD-плееров — их место занимают универсалы, у которых формат CD Audio входит в число поддерживаемых, но не является основным. Одновременно растёт выпуск музыкальных проигрывателей вообще без дисковода, но с сетевым адаптером. Подобные аппараты выпускались и раньше, однако они никогда не были массовыми, как, кстати, и специализированные компьютеры, оптимизированные для воспроизведения музыки. Перелом произошёл в 2010-м — именно тогда стали появляться относительно недорогие сетевые проигрыватели, ориентированные на требовательных любителей музыки.
Как это уже не раз случалось, первые модели не были слишком успешными — рынок ещё не был готов к новым музыкальным источникам, да и разработчики не обладали достаточным опытом. В итоге те, кто поспешил и обжёгся на молоке, теперь дуют на воду, то есть не торопятся выпускать новые модели. В выигрыше оказались осторожные.
Информация о выходе сетевых плееров Pioneer обсуждается в интернет-форумах с самого начала этого года, и, хотя в продаже уже были аппараты других марок, многие решили дождаться техники авторитетного японского брэнда и уже потом принимать решение о покупке. Ну что же, посмотрим, насколько оправдались эти ожидания.
НА РАССТОЯНИИ РУКИ
Металлическая фронтальная панель с грубой (brushed) поверхностью, крупная кнопка Power со светодиодным индикатором по центру, — все эти элементы фирменного стиля уже внесли свою лепту в популярность DVD и Blu-rау-проигрывателей Pioneer. Расположенный слева разъём USB способен отдавать подключаемым к нему накопителям до 2,1 А питающего тока, что многократно превосходит предел, установленный спецификацией USB 2.0. Этого тока хватит даже для портативных HDD. Тот же разъём предназначен и для воспроизведения музыки с портативных устройств Apple, причём управление передается сетевому плееру. Параллельно осуществляется зарядка. Также возможно воспроизведение музыки с техники Apple по беспроводному протоколу AirPlay.
На задней панели два USB-интерфейса: один типа А (к нему можно подключить опционный Wi-Fi-адаптер AS-WL300) и В — для соединения с компьютером и реализации функции USB ЦАПа, он обозначен как Digital In. Для приобретаемого отдельно Bluetooth-адаптера AS-BT200 предназначен отдельный специализированный разъём.
LCD-дисплей — с разрешением QVGA, цветной, на него выводится меню настроек, выбор источника, а также информация о воспроизводимых треках, включая фото обложек дисков. Однако диагональ 2,4′′ слишком мала, чтобы воспринимать отображаемую на дисплее информацию непосредственно со своего кресла — придётся подходить к аппарату. Или пользоваться бесплатным приложением ControlApp для портативных устройств на iOS или Android, правда на нём фото обложки вообще не отображаются, так что заменить дисплей оно не в состоянии. Кстати, в обоих маркетах (iOS и Android) есть ещё одно фирменное бесплатное приложение — Air Jam. С его помощью можно создавать общие плейлисты из музыки, которая хранится на портативных плеерах и смартфонах у разных участников вечеринки.
Кнопки управления транспортом на передней панели предназначены и для перемещения по меню, что не очень удобно. Кстати, у DVD и Blu-ray-плееров Pioneer всё это реализовано значительно удачнее. А вот пульт ДУ удобный и внешне привлекательный, к нему претензий нет.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ БИТОВ
Прежде чем перейти к прослушиванию, расскажу о внутреннем устройстве плеера. Известно, что блоки питания и управления, аналоговые и цифровые части схемы выполнены на отдельных платах, более того, аналоговый модуль питается от собственного стабилизатора с персональным трансформатором.
Отдельной кнопкой на пульте можно отключить дисплей — если возникло подозрение, что он создаёт помехи. Вдобавок есть возможность направить сигнал кратчайшим путем, минуя DSP — это функция Pure Audio, включается отдельной кнопкой с пульта ДУ. На фронтальной панели есть индикатор, показывающий её активность. Рядом — ещё один светодиод с надписью «Hi-Bit 32». Как раз эта функция реализована в DSP, поэтому одновременно с Pure Audio работать не может. Суть её — в увеличении разрядности цифрового сигнала с 16 или 24 до 32 бит. Как легко догадаться, именно такую битность имеет и ЦАП, способный работать с сигналами до 192 кГц, а вот на каком чипе он построен, в документации не указано.
Ещё одна обработка — Auto Level Control — автоматическое выравнивание уровня для разных записей. Может пригодиться для прослушивания на малых уровнях громкости, например, поздно вечером.
Аналоговые выходы — только обычные RCA, но прочные и разнесённые друг от друга достаточно широко, что позволяет подключать к ним серьёзные кабели. Есть цифровые входы — оптика, коаксиал и уже упоминавшийся USB, поэтому аппарат может использоваться в роли внешнего ЦАПа. Или транспорта — имеются оба цифровых выхода.
К эксплуатации в России аппарат подготовлен — проявляется это не только в руководстве пользователя на нашем языке, но и наличии страны в перечне регионов интернет-радио. Соответственно, и отечественных станций в нём немало. Качество «приёма» нормальное — в том смысле, что сжатые с потерями потоки декодируются с приличным качеством. Причем их звук можно еще улучшить, включив обработку Auto Sound Retriever.
Интерфейс USB на тыловой панели способен работать с частотой сэмплирования до 192 кГц (после закачки на компьютер USB-драйвера с сайта Pioneer), а вот тот, что находится на фронтальной и предназначен для подключения внешних накопителей, — только до 96 кГц/24 бит. Ограничение, на мой взгляд, странное. Чаще бывает наоборот.
По сети же плеер без проблем играет файлы 192 кГц/24 бита. При этом используется хорошо всем знакомый протокол DLNA 1.5. Кстати, Pioneer был одним из первых, кто начал его поддерживать в AV-технике.
БРЕШИ В СТЕНЕ
Ну что ж, теперь послушаем музыку. В роли референсного источника — внешний ЦАП PS Audio PerfectWave DAC Mkll с компьютерным транспортом. Воспроизводим файлы FLAC, расположенные в локальной сети.
Играет N-50-K нейтрально, спокойно. Иногда даже кажется, что чуть медленнее, чем референс, хотя и тот особо горячим темпераментом не отличается. На симфонических пьесах заметна компрессия (функция Auto Level Control деактивирована), впрочем, этим отличались почти все сетевые плееры, которые побывали у нас в тестах. При активации функции Pure Audio звук заметно очищается, уходят цифровая «шершавость» и ощущение замедленности. А вот действие Hi-Bit 32 показалось мне неочевидным, хотя разницу между записями в 16 и 24 бита хорошо слышу. Отличия от референса заметны в основном на басах — у ЦАПа они плотнее, чётче и глубже. Единственное огорчение — если воспроизводить непрерывный по звучанию альбом (например, «The Wall» Pink Floyd) в форме потрековых файлов, аппарат добавляет между ними небольшую паузу. Можно, конечно, соединить отдельные треки в общий FLAC-образ, но навигация по нему будет невозможна, поскольку файлы CUE плеер не понимает.
Безусловно, аппарату ещё надо как следует прогреться, но уже практически из коробки он играет на удивление достойно. Впрочем, чему тут удивляться — всё сделано грамотно, со знанием дела.
ПОРАДОВАЛО
Неплохо звучит. Читает по сети файлы Hi-Res с разрядностью до 24 бит/192 кГц. Имеются полезные функции Sound Retriever и Auto Level Control, предусмотрено отключение дисплея.
ОГОРЧИЛО
Не воспроизводит с фронтального USB-разъёма файлы 24 бит/192 кГц. Мелкий дисплей. На фронтальной панели нет отдельных кнопок навигации по меню. Добавляет паузу между треками. Приложение для портативных устройств не отображает обложки дисков.
Воспроизводит: LPCM, WAV, FLAC, mp3, AAC, WMA || ЦАП: 32 бита/192 кГц || Воспроизведение файлов по сети: да (до 24 бит/192 кГц) || Сетевые протоколы: AirPlay, DLNA vl.5 || Bluetooth: да (опция, с помощью адаптера AS-BT200) || Интернет-радио: да || Управление с устройств Apple/Android: да/да || Эфирный тюнер: нет || Воспроизведение с USB-носителей: да (до 24 бит/96 кГц) || Выходы: аналоговые 2 х RCA, цифровые оптический и коаксиальный || Входы: цифровые оптический и коаксиальный, USB || Сеть: Ethernet 100 Мбит, Wi-Fi (опция, с помощью адаптера AS-WL300) || Интерфейс USB: USB А х2, USB В х1 || Габариты: 435 х 99 х 330 мм || Масса: 7,3 кг || Цена: 23990 руб
По материалам издания Салон Audio Video
Автор Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ