\



Pult_ru.gif


All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1


Мы не ретрограды, но к слепому натиску цифровых технологий относимся с опаской. Поспешное «смешение жанров» — в первую очередь легкомысленные попытки ввести ЦАП в такое исконно аналоговое устройство, как стереофонический усилитель — практически всегда оказывается неудачным. Тем интереснее протестировать новый тандем «пред/мощник» класса High End, способный воспроизводить цифровые файлы.

 

 

 

Цена 357000/357000 Р

У шведской фирмы Primare загадочное название. Его нет ни в одном словаре, однако стойкие ассоциации с латинским prima — «первый» или «первичный» — оно вызывает, и неслучайно. Инженеры фирмы ставят во главу угла интересы потребителя. Впрочем, кто из производителей не утверждает подобного? Особенность в том, что для Primare это результат тщательно продуманной философии. В ее основе лежит здоровый консерватизм: разработчики считают, что новые технологии подчас наводняют аппаратуру избыточными функциями, неоправданно усложняют настройку и управление и даже ухудшают качество звучания. Иными словами, для настоящего творца принцип «идти в ногу со временем» означает умение органично воплощать в устройстве достижения конструкторской мысли без ущерба для качества работы компонента, надежности, простоты в эксплуатации и, конечно же, привлекательного внешнего вида.

Замечательные критерии для тестирования, не правда ли? Ими и воспользуемся.

Начнем, как всегда, с дизайна. Понимая, что при оценке по данному показателю на первый план выступают личные предпочтения эксперта, мы редко употребляем категоричное слово «безукоризненный», но в данном случае у нас есть вполне объективное оправдание — дебютный продукт Primare, интегральный усилитель, увидевший свет в 1986 году, экспонируется в музее индустриального искусства в Копенгагене.

Осмотрим PRE60. Поворотные регуляторы громкости (слева) и выбора источника практически не имеют люфта, что свидетельствует о высоком качестве комплектующих и сборки. Дисплей — не флуоресцентный, как может показаться на первый взгляд, a OLED (такой же, как у получившего премию EISA полного усилителя 132). Он обладает высокой информативностью и приятной для глаза индикацией. Яркость его свечения можно изменить. На фасаде также находятся четыре кнопки, причем традиционной для усилителя является лишь одна — включения. Остальные как будто перекочевали с AV-ресивера (они предназначены для работы с меню). Теми же словами можно характеризовать и тыловую коммутационную панель: она четко подразделяется на зону аналоговых и цифровых разъемов. Вверху коаксиальный и три оптических входа цифрового аудио, а также коаксиальный выход плюс порты USB А/В и LAN. Рядом гнездо WLAN-антенны и вход/выход внешнего ИК-датчика, выход релейного сигнала 12 В и разъем RS-232. Что касается аналоговых портов, то в наличии два балансных и четыре несимметричных входа плюс по паре аналогичных регулируемых выходов и нерегулируемый несимметричный (на запись).

Итак, фирма Primare снабдила PRE60 возможностью читать цифровые файлы (фактически перед нами предварительный усилитель с функциями ЦАПа и стримера), а это, как мы сказали выше, шаг чрезвычайно ответственный и даже рискованный. Как застраховались инженеры? Аудиоданные ниже 24 бит/192 кГц приводятся к этой размерности при помощи высококлассного конвертера SRC4392 и лишь затем поступают на вход ЦАПа Crystal CS 4398 (он постоянно работает в режиме 24/192). Столь же тщательно продуман асинхронный USB-интерфейс. Для повышения надежности работы с файлами 24/192 используется совместная разработка Primare и XMOS. Топологию создатели называют аудиофильской, имея на то веские основания. Все сигнальные цепи — полностью балансные и предельно короткие. Громкость и баланс регулируются уже после цифроаналогового преобразования посредством аттенюаторов Burr Brown NJW1195 аудиофильского класса. Несимметричный входной сигнал превращается в балансный, дабы свести к минимуму паразитные шумы и наводки, при этом в буферных каскадах стоят первоклассные операционные усилители Burr Brown ОРА2134. Для каждого из четырех несимметричных входов используется свой 16-дБ однотактный усилитель-формирователь; друг от друга они тщательно изолированы и размещены на отдельной печатной плате. Переключение на выбранный вход производится посредством высококлассных реле. В схеме используются только аудиофильские комплектующие — резисторы MELF и полипропиленовые конденсаторы. Вместо резистивных матриц применены активные схемы, управляющие током. Все каскады предусилителя связаны по постоянному току, однако чтобы исключить его присутствие в полезном сигнале, используются не конденсаторы (они внесли бы фазовые искажения), а специальные сервомодули.

Находящиеся на фасаде органы управления изолированы от аналогового тракта предусилителя очень остроумным способом: соответствующие электронные цепи размещаются между алюминиевой передней панелью и внутренним стальным шасси.

В блоке питания установлен заказной высококлассный малошумящий трансформатор, который имеет С-образный сердечник. Узлы питания цифровых и аналоговых цепей тщательно развязаны друг с другом, при этом последние оснащены быстродействующей схемой регулировани я напряжения, в которой используются мощные дискретные транзисторы. Батарея накопительных конденсаторов имеет общую емкость 43 000 мкФ и составлена из конденсаторов сравнительно малой емкости (благодаря этому улучшается отработка сигналов с крутыми фронтами).

Отдельно стоит упомянуть приложение Primare Control Арр для iOS- и Android-гаджетов. Мы нарочно не называем его управляющим: помимо возможности прослушивать файлы до 24/192 с портативного устройства, USB-накопителя, компьютера или NAS-сервера, оно дает доступ к тысячам интернет-радиостанций через vTuner. Кстати сказать, пред читает все популярные аудиоформаты, от МРЗ/МР4 до WAV, LPCM и FLAC высокого (24/192) разрешения, а также ALAC 24/96. Работая с файлами, пользователь может составлять плей-листы и выводить на дисплей предусилителя эти списки, а также формат, битрейт и частоту дискретизации воспроизводимого файла. Возможна перемотка трека вперед или назад, установка начального уровня громкости, переназначение входов и присвоение PRE60 сетевого имени.

Теперь пришло время побеседовать о мощнике А60. Выполненный в едином дизайнерском ключе с предусилителем, он работает в классе D и собран по оригинальной схеме UFPD (Ultra Fast Power Device — сверхбыстрый усилитель мощности). Она достойна подробного разговора.

Как известно, класс D подразумевает работу транзисторов в ключевом режиме (чем выше частота переключения, тем больше амплитуда выходного сигнала). Главное преимущество такой схемы — высокий КПД и, соответственно, малые размеры при значительной выходной мощности. Однако есть у нее и серьезный недостаток: невозможность обеспечить вожделенное «звучание высокой верности» во всем диапазоне слышимых частот. Львиную долю искажений в данном случае вносит демодулирующий фильтр на выходе, поскольку из-за колебаний импеданса АС в зависимости от частоты выходного сигнала он не может стабильно работать (КНИ на верхах оказывается значительным). Решить проблему способна отрицательная обратная связь достаточной глубины. Так и поступили разработчики А60, создав схему с отрицательной связью глубиной 26 дБ по всему слышимому диапазону. Кроме того, схема усилителя полностью балансная — каждый канал озвучивается двумя UFPD-модулями.

По словам инженеров фирмы, PRE60 и А60 созданы друг для друга — в буквальном смысле этого романтического выражения: они полностью раскрывают свой потенциал, работая совместно. И результаты субъективного тестирования это подтверждают. После рекомендуемого 48-ч прогрева звучание тандема (при работе с аналоговым сигналом) вкупе даже с тугими редакционными колонками оказалось близко к идеальному. С поразительной точностью компоненты отрабатывают как громоподобные крещендо симфонического оркестра, так и тончайшие нюансы звучания струнного квартета. (Вообразите художника-монументалиста, способного расписать палехскую шкатулку!) При чтении аудифайлов высокого разрешения безупречно воспроизводится СЧ/ ВЧ-диапазон. Один из наших экспертов подметил излишне аналитичный подход к отработке низких частот, но согласился: это можно исправить тщательным подбором акустических систем. Разумеется, ни о каких жанровых предпочтениях не может быть и речи, однако нам показалось, что с наибольшим воодушевлением Primare 60 относятся к раскованному импровизационному джазу. Свингующие 60-е, да и только!

КОММЕНТАРИЙ

Как и следовало ожидать от аппаратов класса High End, графики АЧХ аналоговых (применительно к мощнику это слово нужно воспринимать с определенной долей условности, поскольку он цифровой) трактов приближаются к эталонным. У обоих компонентов заметный спад характеристики начинается лишь с 50 кГц, так что при отработке записей высокого разрешения потери практически исключаются. А тот факт, что АЧХ комплекта на частотах выше 60 кГц «падает вниз стремительным домкратом», на качестве звучания практически не сказывается, поскольку полезной информации в этом диапазоне очень малая толика. Измеренная на одном канале мощность равна заявленной, что для цифрового усилителя отличный показатель (благодаря высокому КПД схемы мощник в стереорежиме без проблем обеспечит 2x250 Вт). Вкупе с огромным для цифровика коэффициентом демпфирования (более 80) это свидетельствует о способности А60 укротить любые громкоговорители. Уровень разделения каналов очень высокий (не потому ли образы инструментов на звуковой сцене так четко очерчены?), а дисбаланс ничтожно мал. Характеристики ЦАПа, встроенного в PRE60, превзошли ожидания наших экспертов: АЧХ не хуже, чем у CD-проигрывателя бизнес-класса. КНИ рекордным не назовешь, спектр выходного сигнала тоже оставляет желать лучшего, но на звучании это практически не сказывается.

 

По материалам издания Stereo&Video
текст Вячеслав Саввов
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить