Сколь бы ни был консервативен обладатель высококачественной стереосистемы, рано или поздно он осознает: без USB-конвертера ему не обойтись. Однако это должен быть компонент из разряда аудиофильских. Специалисты канадской компании Bryston утверждают, что их BUC-1 соответствует такому званию по всем статьям.
ЦЕНА 51300 РУБ
Передняя панель отштампована из алюминиевого листа толщиной порядка 5 мм таким образом, что она заходит на верхнюю и нижнюю стенку, тем самым препятствуя как утечкам высокочастотных помех из корпуса, так и попаданию в него наводок извне. Аля любителей «чистого и светлого» предусмотрен вариант дизайна с серебристым фасадом.
Притязания канадцев отнюдь не безосновательны: более 35 лет фирма Bryston разрабатывает и производит электронные аудиокомпоненты, как бытовые, так и профессиональные, причем самого высокого класса. Кстати, в английском, родном для Bryston языке (штаб-квартира фирмы расположена в провинции Онтарио), такие устройства носят изящное название state-of-the-art, что можно перевести как «на уровне произведений искусства». Это означает, что над инженерами не довлеют экономические требования. Ставится лишь одна задача: достичь максимального качества звучания, и Bryston ведет в этом направлении серьезные исследования и разработки (для такого рода деятельности создано специальное подразделение).
Перед отправкой покупателю каждое изделие всесторонне тестируют в течение ни много ни мало 100 ч, дабы не только прогреть его, но и выявить дефекты сборки. Многие ли производители могут похвастаться столь скрупулезным подходом?
Что касается героя сегодняшнего теста, то BUC-1 (аббревиатура означает Bryston USB Converter), несмотря на «премьерный» индекс, является новейшим представителем целой плеяды цифровых устройств, в том числе ЦАПов классической конструкции и цифровых плееров. Иными словами, опыт разработки подобных компонентов у Bryston есть, и немалый.
Что мы имеем в результате? Цельнометаллическую коробочку с компактным фасадом (143x570), но довольно значительной (более 200 мм) глубиной и солидной массой (2,04 кг без кабеля питания). Скругленные фаски и логотип фирмы, полученный, по всей видимости, методом травления, придают фасаду очень солидный и деловой вид. Сюда вынесены лишь кнопка включения, а также светодиодные индикаторы частоты дискретизации входного сигнала и того факта, что компьютер начал работать по тактовым импульсам конвертера (режим Lock: о нем речь пойдет ниже). Сзади расположены единственный вход — USB В и выходы цифрового аудиосигнала двух типов: несимметричного S/PDIF (на разъемах RCA и BNC) и балансного AES/EBU (гнездо XLR). Порт USB, разумеется, асинхронный, и способен принимать сигналы с разрешением до 24/192 — после установки на компьютер специального драйвера (в комплекте поставки есть флешка с драйверами для PC и Мас). Короче говоря, перед нами не USB-ЦАП, а лишь конвертер, преобразующий аудиопоток с компьютера в сигнал, понятный для любого ЦАПа классической конструкции. Задача устройства состоит в том, чтобы передать хранящиеся на стационарном или портативном компьютере звуковые файлы на аудиосистему посредством единственного USB-кабеля.
Ключевым звеном схемы BUC-1 являются тактовые генераторы с низким уровнем фазового шума (один для сигнала с частотой дискретизации от 44,1 Гц; второй работает с сигналами, кратными 48 Гц), поэтому джиттер выходного аудиопотока, по заверению разработчиков, получается минимальным. Не слишком ли самонадеянное утверждение? Ведь ни для кого не секрет, что свою лепту во временные ошибки вносят и другие факторы: шумный блок питания, ошибки при первоначальном кодировании сигнала, помехи при передаче и проч. Поэтому инженеры применили самые разнообразные меры для улучшения помехоустойчивости. В частности, конвертер оборудован высококлассными выходными трансформаторами для вычленения из сигнала помех, наводимых компьютером. Разумеется, в схеме применяются лишь комплектующие аудиофильского качества. Нельзя переоценить и роль блока питания такого устройства. Многие конвертеры запитываются по шине USB, т.е. от компьютера, и получают с него массу помех и наводок. Чтобы этого не случилось, BUC-1 имеет собственный блок питания со стабилизатором, который практически не генерирует шум, а также с «чистыми» питающими шинами для внутренних узлов. Для снижения наводок по соответствующим цепям используется (помимо выходного фильтра в блоке питания) специально разработанная цепь снижения напряжения (power down regulator). Поступающее на конвертер питание сначала проходит через ВЧ-фильтр, отсекающий помеху с частотой выше 3 кГц. Это необходимо для уничтожения высокочастотных шумов, которые цепь снижения обычно исключить не в состоянии. Затем напряжение (около 5 В) понижается до 3,3 В для цифровых узлов и до 3 В для тактовых генераторов (и выводится на отдельную шину). И наконец самое главное: общая синхронизация сигнала осуществляется по импульсам тактовых генераторов конвертера, а не компьютера, как это бывает обычно. В этом и заключается суть упомянутого выше режима Lock.
Центральным узлом конвертера является XMOS-микросхема новейшего поколения, способная декодировать USB-сигнал РСМ до 24/192 kHz и DSD (в этом формате записываются SACD) до 2,8 МГц.
Несмотря на то что Bryston котируется в нашей редакции очень высоко (один из лабораторных усилителей — производства именно этой фирмы), к прослушиванию BUC-1 мы приступали с некоторыми сомнениями. Смущала узкая специализация устройства: конвертер лишь дополняет классический ЦАП. Однако после кропотливых сравнительных экспериментов выяснилось, что в звучание системы он вносит ощутимую лепту. Охарактеризовать ее поможет «автомобильная» аналогия. Представьте, что вы заправили машину бензином с более высоким октановым числом, чем обычно. Она пошла уверенней, двигатель стал работать ровнее. Таково же влияние BUC-1: расширяется диапазон рабочих частот, повышается управляемость баса, верхам легче дышится. Словом, не бойтесь того, что название конвертера напоминает слово «бука» — этот малыш окажет вашей системе неоценимую услугу.
ДОСТОИНСТВА
★ Тщательно продуманная конструкция
НЕДОСТАТКИ
★ Не читаются файлы DSD 5,6 МГц, а также WAV с разрешением выше 24/192
По материалам издания Stereo&Video
текст Вячеслав Саввов