Это миниатюрное устройство вызывает множество эмоций: сомнение, любопытство, удивление… Такова естественная реакция на необычную вещь, которую никогда прежде не встречал. Вспомните свои ощущения, когда в детстве впервые увидели живую стрекозу — примерно такие же чувства вызывает и Dragonfly от Audioquest.
AudioQuest Dragonfly
Производитель: AudioQuest (США)
www.audioquest.com
Входные сигналы: 44.1,48,88.2, 96 кГц/16, 24 бита II ЦАП: 24 бита/96 кГц II Вход USB: тип А II Максимальное напряжение на выходе (RMS): 2,0 В II Минимальный импеданс наушников: 12 Ом II Максимальная мощность на головных телефонах: 150 мВт II Выход: аналог стерео 3,5 мм II Габариты: 65 х 17 х 10 мм II Масса: 22 г II Цена: 11200 руб.
На первый взгляд это подарочная флэшка с приятной отделкой soft-touch, украшенная изображением стрекозы. Но если вы станете искать на коробке данные о ёмкости накопителя, непременно увидите надпись: «USB Digital-audio convertor» — оказывается, это ЦАП! Пожалуй, поинтереснее, чем флэшка, даже самая вместительная.
СОМНЕНИЕ
AudioQuest — производитель у нас достаточно известный, однако сам факт, что кабельная компания выпустила цифроаналоговый преобразователь, может вызвать сомнение в его музыкальных способностях. А малые габариты устройства, изначально заинтриговавшие, только усиливают скепсис. Ведь в нашем сознании укоренился стереотип, что качественная техника непременно должна быть крупной и тяжёлой. Однако микроэлектроника стремительно развивается, и если сейчас выпускаются компьютеры размером со спичечный коробок, то почему ЦАП не может быть в формате флэшки? Что касается музыкальности, то она достигается не только благодаря инженерным решениям, но и эстетическими представлениями разработчиков о том, как должна звучать техника.
Не случайно наиболее интересная аппаратура создаётся людьми, увлечёнными музыкой и регулярно бывающими на живых концертах. Таковым является и Уильям Е. Лоу, глава и основатель AudioQuest — мне довелось с ним пообщаться (см. №7/2012*), так что никаких сомнений на счёт Dragonfly лично у меня не возникло.
Электронику для «Стрекозы» разработал давний приятель Уильяма Лоу — Гордон Рэнкин из знаменитой американской компании Wavelength Audio. В Dragonfly используется его патентованная технология Steamlength** — особый асинхронный протокол работы USB, позволяющий не только передавать по нему аудиоданные с частотой дискретизации до 192 кГц, но и устранять джиттер, возникающий из-за того, что частота сэмплирования сигнала не кратна тактовой частоте компьютера. Попросту говоря, сигнал «очищается» от передаваемых вместе с ним тактовых импульсов, а затем подвергается пересинхронизации по прецизионному тактовому генератору. Решение, широко применяемое в серьёзных ЦАПах, но нечто совершенно новое для миниатюрного устройства.
ЛЮБОПЫТСТВО
Технология Steamlength реализована в программном обеспечении, которое управляет входным USB-контроллером Texas Instruments TAS1020. С него сигнал подаётся на 24-битный ЦАП ESS Sabre, способный работать с частотами сэмплирования до 96 кГц (первый прототип был построен на конверторе Wolfson, но его звук Рэнкина не устроил). На выходе — усилитель для наушников на чипе Burr-Brown, с него же снимается и линейный сигнал для внешних усилителей. Любопытен аналоговый 64-ступенчатый регулятор уровня с цифровым управлением. Формально громкость корректируется микшером операционной системы, но в реальности работает встроенный аттенюатор. Питание поступает по шине USB, но этим дело не ограничивается — имеется пять отдельных стабилизаторов напряжения.
Изображение стрекозы на корпусе служит индикатором — миниатюрные светодиоды меняют цвет в зависимости от частоты сэмплирования воспроизводимых файлов: загораются зелёным при 44,1 кГц, голубым — при 48 кГц, янтарным при 88,2 кГц и фиолетовым при 96 кГц, наконец, красный показывает режим покоя.
Коннекторы на вид не представляют собой ничего особого, но на самом деле они весьма высокого качества, что, в общем-то, неудивительно для авторитетной кабельной компании — все контакты покрыты серебром по фирменной технологии AudioQuest. Контактные лепестки разъёма 3,5 мм выполнены из меди с бериллием — это делает их упругими и долговечными.
Если использовать «Стрекозу» с головными телефонами, никаких дополнительных аксессуаров не требуется, а вот для подключения к внешнему усилителю или активной акустике понадобится кабель с коннектором mini-jack 3,5 мм с одной стороны и парой «тюльпанов» RCA с другой (или вторым mini-jack). Сама AudioQuest выпускает широкий ассортимент таких кабелей, среди которых есть и весьма серьёзные. Но мы взяли для теста модель начального уровня — Evergreen длиной 1 м (1452 руб.). Её проводники выполнены из монокристаллической меди (LGC), изоляция — из вспененного полиэтилена. Экран из металлической фольги эффективно защищает от наводок, а особая конструкция, в которой «земляной» провод электрически отделён от экрана (Double-Balanced Asymmetrical), обеспечивает малый импеданс и защиту от таких нежелательных явлений, как «земляная петля». Кабель разделывается с помощью холодной сварки, контактные поверхности позолочены.
УДИВЛЕНИЕ
Да, «Стрекоза» способна удивить даже до прослушивания — хотя бы тем, что сделана в США, для портативной техники это крайне редкий случай. Впрочем, вся продукция AudioQuest собирается на собственной фабрике в Штатах, хотя обойтись без китайских комплектующих и материалов не получается.
В роли цифрового источника использую свой рабочий ноутбук Lenovo ThinkPad x201i — вещь сугубо деловая, а потому и музыкальные способности у неё соответствующие: однажды попробовал послушать с него музыку в головных телефонах, но уже через 5 минут оставил это безнадёжное занятие. Модель достаточно старая и оснащена обычным HDD, поэтому, чтобы исключить влияние винчестера, переписал весь тестовый материал на флэшку — с неё и воспроизводил.
Установка дополнительных драйверов USB не требуется — используются те, что встроены в операционную систему. На сайте компании есть предупреждение, что возможны проблемы с Windows 8, но у меня они не возникли. Обладателям компьютеров Apple документация рекомендует воспроизводить музыку с помощью iTunes, я же сохраняю приверженность проигрывателю Foobar2000 с универсальным драйвером ASIO4AII, который позволяет выводить цифровой сигнал по интерфейсу ASIO вне зависимости от его поддержки аудиоинтерфейсом. Как мне показалось, звук с ним более певучий, чем с модулем WASAPI, хотя разница на самом деле минимальна. При работе с любым другим выходным модулем, кроме ASIO, следует установить в проигрывателе вывод сигнала в 24-битном формате — иначе ЦАП будет молчать.
В руководстве пользователя даются полезные советы насчёт регулировки уровня. При прослушивании в наушниках следует вывести громкость в программном плеере на максимум, а в микшере компьютера — на 25% и уже в процессе воспроизведения установить комфортную громкость. При работе с внешним усилителем — вывести на максимум регуляторы и плеера, и микшера, а громкость регулировать в усилителе.
В паспортных данных указано, что максимальная частота сэмплирования 96 кГц, что вполне соответствует действительности. Но если попытаться воспроизвести через «Стрекозу» файл 192 кГц, устройство автоматически сделает даунсэмплинг до рабочей частоты. Хотя по большому счёту воспроизведение файлов высокого разрешения на ноутбуке кажется мне совершенно нецелесообразным. Впрочем, не будем делать поспешных выводов — послушаем, как ЦАП играет.
Высокоомные наушники без проблем раскачиваются, причём с солидным запасом усиления (телефоны со стандартным импедансом 32 Ом тоже работают нормально). Первое, что вызывает симпатию — экспрессивность и прекрасное чувство ритма. Частотный баланс в норме, хотя перкуссия кажется излишне яркой. Но вокал чист и мягок, назойливое подчёркивание сибилянтов не наблюдается. Сцена компактна, отдельные инструменты в ней различимы, хотя на некоторых треках появляется ощущение, что им тесновато. Зато не возникает желания разобрать музыку «по косточкам», она воспринимается цельной. При желании (и при сравнении с референсным ЦАПом на напольной акустике) можно, конечно, заметить «песочек» в верхней части диапазона, недостаточную фокусировку сцены и не очень чёткие басы, но общее впечатление остаётся положительным. На файлах Hi-Res сохраняется тот же характер воспроизведения, так что забивать ими хранилище ноутбука нет смысла. Равно как и применять «Стрекозу» в роли преобразователя в стационарной системе (для этого существует другая техника, покрупнее и подороже), но в дороге она будет исключительно приятным попутчиком.
* http://www.salonav.com/arch/2012/07/048.htm.
**Данная технология применяется в очень многих USB-конверторах. Кроме продукции самой Wavelength Audio (модели Crimson, Cosecant, Brick, Proton), это, в частности, ЦАПы Halide DAC HD, Grace M903, Ayre DX-5, QA-9, Berkley Alpha USB, а также преобразователи Aesthetix.
КОМПОНЕНТЫ
Ноутбук Lenovo ThinkPad x201i
Внешний ЦАП PS Audio PerfectWave Mkll ($4000)
Акустические системы Yamaha Soavo-1 ($2000)
Головные телефоны Sennheiser HD 650
Интегральный усилитель Musical Fidelity A5-INT ($2000)
Кабели межблочные: Audioquest Evergreen 3,5 мм > 2RCA 1 м, Musical Wire Cadence Signature RCA($1000), акустические Furutech U-2T ($40/m)
Цифровые кабели: Audioquest Cinnamon USB 1,5 м ($76), коаксиальный Furutech FX-Alpha-Ag 1 м ($150), оптический Oehlbach XXL 80 ($71)
ПОРАДОВАЛО
Малые габариты и масса. Симпатичный чехольчик в комплекте. Достойные для столь компактного конвертора музыкальные способности.
ОГОРЧИЛО
Высоковатая цена, впрочем, оправданная для изделия «Made in USA».
По материалам издания Салон Audio Video
Автор Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ