Совсем недавно мы уже проводили тест трех USB ЦАПов. Однако в свете массового перехода меломанов с привычных музыкальных носителей на lossless-аудиоформаты тема стала настолько актуальной, что решили копнуть её по-глубже. В этом, обзоре собраны семь самых разных аппаратов - от бюджетной модели до представителя «безлимитного» High End Audio. Посмотрим, насколько хорошо они справляются с преобразованием, цифры, в аналог, а главное - помогут ли превратить обыкновенный компьютер в высококлассный музыкальный источник.
КОМПОНЕНТЫ
CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (130000 руб.)
Интегральный усилитель Bryston В-100 SST (233000 руб.)
Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.*)
Ноутбук Apple MacBook Air 1164 Gb (40000 руб.)
Межблочные кабели RCA Musical Wire Cadence Signature (24000 руб.)
Кабель USB Furutech GT-2 Type A-B (4300 руб.)
Цифровой коаксиальный кабель Audioquest VDM-3 (5000 руб.)
Оптический кабель TOSLink Oehlbah XXL 80 (7000 руб.)
Акустические кабели Legacy TL Speaker (29000 руб.)
Силовые кабели Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)
Снята с производства. Цена приведенена по состоянию на 2005 год.
МЫ, В ПРИНЦИПЕ, придерживались той же методики тестирования, что и в прошлый раз, сделав лишь одно упрощение - отказались от испытания с включённым в сеть источником помех (импульсного блока питания компьютера). Как показал опыт, наводимая «порча» на бюджетные преобразователи невелика, а порой и вообще незаметна, ведь у последних и собственные блоки питания далеко не шедевр. А при использовании конверторов аудиофильского класса не позаботиться о чистоте сети - просто моветон.
Так что первым пунктом будем описывать звучание при работе конвертора в связке с CD-транспортом и при подключении по коаксиальному кабелю. Вторым - то же самое, но с оптикой. Причём этот момент мы пропустим, если в системе не проявятся отличия, заслуживающие внимания или анализа. А в заключительной части - подключение по USB. И вот здесь стоит дать расширенные комментарии.
Многие меломаны, поэкспериментировав с USB, приходят к выводу, что в качестве музыкального интерфейса он не слишком хорош, а то и вообще непригоден. Но это не так. Универсальная шина позволяет передавать звуковые данные в пакетной асинхронной форме, а такая теоретически полностью защищена от джиттера. Ведь последний не зависит от источника, линии и разъёмов, а определяется лишь нестабильностью опорного генератора в конверторе. Но качество кабеля всё-таки имеет значение. Стандартный шнур USB обладает ограниченной полосой пропускания и сам «транслирует» в приёмник помехи, которыми изобилует тракт компьютера. Поэтому первое, что следует сделать - использовать USB-кабель аудиофильского класса и желательно небольшой длины.
Второй момент касается программных проигрывателей. Некоторые из них сильно фальшивят. Но качество звучания и трансляции данных - тема для отдельного теста. В данном случае мы использовали стандартный iTunes для воспроизведения несжатых WAV и проигрыватель Vox для тестовых FLAC-HD. Все, разумеется, при выключенных эквалайзерах, улуч-шайзерах и при номинальных установках выходного уровня.
И заключительный - кстати, самый важный - нюанс, хотя никакой тайны мы не откроем: звучание драматически зависит от настроек аудиокарты компьютера. Если задать максимальную частоту дискретизации, полагая, что это - наилучшее решение, то, скорее всего, результат будет ужасен. Ведь исходные треки с частотой 44,1 кГц, которых в вашей компьютерной коллекции подавляющее большинство, перед отправкой будут неведомо чем и неведомо как перегоняться в формат 48 или 96 кГц. Следует жёстко задать в системе частоту 44,1 кГц («по умолчанию» она нередко сама не выставляется), тогда будет хотя бы какая-то гарантия, что данные приходят на внешний DAC в оригинальном виде, бит в бит. А при проигрывании файлов HD - принудительно переключить линию именно на ту частоту, которая соответствует контенту: 88,2, 96, 176,4 или 192 кГц. И пусть уже USB-конвертор затем сам решает, как преобразовать всё это аналог. В том и состоит его миссия.
Quad Link D-1 - ЦИФРОВОЙ МОСТИК
Arcam rDAC - РАВНЕНИЕ НА СЕРЕДИНУ
Rega DAC - С ЧЕТВЁРТОЙ ПОЗИЦИИ
Hegel HD20 - ХАРАКТЕР НОРДИЧЕСКИЙ
ОТДЕЛИТЬ НУЛИ ОТ ЕДИНИЦ
СРЕДИ МОДЕЛЕЙ, претендующих на звание «Выбор эксперта», я вижу пока лишь одного кандидата - Blacknote DAC30. Ближайший соперник Chord QBD76HD хотя и показал рекордное звуковое разрешение в тесте, но из одних только деталей музыка никогда не складывается. Британский аристократ ставит перед вашей системой слишком много условий, которые надо выполнить - и лишь тогда он полностью раскроется в музыкальном плане. И, наверное, потому в наших экспериментах он, скорее, выполнял функцию микроскопа, в который было удобно «разглядывать» все огрехи наших тестовых записей. «Итальянец» же заставлял о них забыть раз и навсегда. Идеально воспроизвёл стандартные CD и WAV 16/44,1, с должным классом проиграл все HD-треки и даже покорил умением извлекать музыку из mp3. При этом он совсем не капризен. Свои качества проявляет в любой системе - это было проверено после редакционного теста. Главное - не ошибиться в том, какой стороной вставить вилку в розетку.
Выделить в обзоре технику, заслуживающую титула «Удачной покупки», тоже несложно. Во-первых, очень убедительно выступил малыш Quad Link D-1. Это USB-конвертор в чистом виде, причём достаточно продвинутый, поскольку поддерживает приём данных с частотой дискретизации в 192 кГц. И по соотношению качество звучания/цена выглядит очень порядочно.
Во-вторых, хочется отметить NAD М51. Он не лишён специфики, в звучании можно найти отдельные недочёты, но по совокупности достоинств, качества исполнения, функциональности и цены он станет самым правильным приобретением.
Не стоит делать вывод, что модели, не получившие наград, провалили тест. В нашем обзоре, как ни странно, вообще не оказалось слабых конверторов. Тот же Rega DAC - отличная вещь. И недорог, и звучит выразительно, и позволяет экспериментировать. Hegel HD20 с его выверенными манерами и сокрушительно динамичным звуком прекрасно впишется в систему, которую следует избавить от ипохондрии. A rDAC Wireless британской Arcam - наилучшее и самое компактное бюджетное решение сразу для четырёх источников, причём один из них можно подключить вообще без проводов.
По материалам издания Салон Audio Video
Автор Руслан ТАРАСОВ