Сравнительный тест ЦАПов
Цена от 50 до 110 тыс. руб. Будет ли по-настоящему вознаграждено вложение пятизначной суммы в технологию ЦАПов?
Цифроаналоговый преобразователь сейчас прочно укоренился в качестве привычного компонента Hi-Fi-систем. Представители племени ЦАПов охватывают огромный диапазон цен - начиная от моделей менее чем за 5 тысяч рублей и заканчивая экземплярами за несколько сотен тысяч. Большинство из них, наверное, могут удивить количеством внутренних частей и деталей; сейчас вы можете встретить ЦАП с хитроумными подходами к фильтрованию и апсемплингу, с ламповыми выходами, функциями предусилителя и др.
Ни один из этих аппаратов не может похвастать какой-то особенной экстравагантностью, хотя, к примеру, USB-технология у M2Tech позволяет принимать 32-битные данные с частотой дискретизации в 384 кГц.
USB - это простой и удобный способ подключить настоящий Hi-Fi к компьютерному источнику данных, приобретающий все большую актуальность, так как мир уходит от CD и всего, что с ним связано, и движется навстречу жестким дискам и облачным сервисам. Неудивительно, что пять из шести представленных здесь ЦАПов имеют на борту вход USB. Интерфейс USB никогда не был предназначен для аудио, он далек от идеала, но подобные проблемы поправимы.
Тем не менее нужно быть осторожным с аудио высокого разрешения и USB. Три ЦАПа в этой группе поддерживают частоту дискретизации через USB до 96 кГц или выше. Но если софтовый плеер компьютера будет ограничен 48 кГц, то при воспроизведении разрешение HD-файлов будет уменьшено до 48 кГц без какого-либо предупреждения. Будьте внимательны! Однако же при правильной организации любой из представленных здесь аппаратов сумеет существенно улучшить звук. Они также способны поднять качество воспроизведения старых CD-плеееров и других цифровых источников. Фактически некоторые из них могут эффективно функционировать в роли цифровых предусилителей.
ФАКТОР DACMAGIC!
Проблема, с которой сталкиваются ЦАПы средней ценовой категории, - ЦАП DacMagic компании Cambridge Audio. Он и еще парочка-другая супербюджетных ЦАПов довольно дерзко заявляют о себе при стоимости в 15 тысяч рублей и меньше. На ум приходят Arcam (rDAC), различные модели Веresford, и это далеко не полный список.
Положа руку на сердце, мы не можем отрицать, что закон убывающей доходности работает и здесь, однако считаем, что конкурсанты в этой группе предлагают больше тонкости и проницательности, а также зачастую слегка более динамичное воспроизведение звука, чем дешевки, «хорошие, но последние».
(109 000 руб.)
Будучи частью большой и визуально выполненной в едином дизайнерском стиле линейки, этот ЦАП остается одним из наиболее оснащенных с точки зрения количества входов, хотя интерфейс USB здесь и отсутствует. Аппарат высоко оценен за возможность модернизации, имеет опцию подключения внешнего блока питания PSX-R, что превращает его в предусилитель DAC ХР+ с цифровым входом.
(76 000 руб.)
Новое добавление в линейке. ЦАП, заслуживающий внимания, в частности, за вход RF-Link, который позволяет передавать данные с компьютера беспроводным способом (с опциональным фирменным передатчиком), не используя при этом технологии Ethernet и Bluetooth. В комплекте имеется дистанционный пульт, что демонстрирует свойственное компании внимание к важным мелочам.
(60 000 руб.)
Вторжение Lavry в мир бытового Hi-R - это в значительной степени результат следования культу Интернета. Компания выпустила свой ЦАП DA-10, а затем и DA-11, который продолжает традицию бренда создавать солидные, основанные на серьезных инженерных разработках профессиональные аудиопродукты. Помимо довольно аскетичного пользовательского интерфейса, здесь нет ничего такого, что не пригодилось бы аудиофилу!
(53 000 руб.)
Модель выглядит немного странно, но ключевой вопрос тут технологический, связанный с возможностью получать через USB такой битрейт, о котором до сих пор мы даже не мечтали. Так или иначе, мяч сверхвысокой частоты дискретизации был, наконец, запущен, и мы рассчитываем на поддержку программного обеспечения в источниках. Между тем характеристики аппарата также выглядят достаточно привлекательными с точки зрения обычных цифровых входов и выходов.
(73 000 руб.)
Типичный набор входов, поддержка стандартных частот дискретизации и несколько интересных функций внутри, если присмотреться к аппарату поближе. К ним относится минималистская аналоговая часть, состоящая из крупных по размерам компонентов, которые уважают многие аудиофилы и которые смонтированы по технологии навесного монтажа. Плюс внимательное отношение к блоку питания.
(70 720 руб.)
Хорошо оснащенный входами и выходами DAC9 обладает также особенно хорошо продуманным усилителем для наушников. В электронной начинке есть несколько аналоговых деталей с высокими характеристиками, которые имеют поддержку в лице весьма крупного трансформатора питания. К внешнему виду модели нужно будет постепенно привыкнуть, и, возможно, поэтому вам не захочется терять дистанционку.
БЕСПРИСТРАСТНЫЙ ВЕРДИКТ
Определить различия между отдельными ЦАПами в группе, не обращая внимания по крайней мере на их внешнюю эстетику, оказалось делом довольно сложным. Имеющие отношение в первую очередь к воспроизведению преобразованного в аналоговый сигнал нашего 16-битного аудио с частотой дискретизации в 44,1 кГц, эти модели впитали в себя знания, полученные в течение нескольких десятилетий. Проще говоря, они в состоянии надлежащим образом воспроизвести этот широко известный стандарт. В данное время нашими ожиданиями, связанными с этими устройствами, а именно фактором, делающим их актуальными в качестве специального дополнительного конвертера в системе, является их способность конвертировать аудио высокого разрешения.
На материале CD-качества (16 бит / 44,1 кГц) мы достаточно хорошо увидели, как вся группа показывает границы этого формата. Частотный диапазон не превышает предел Нейквиста, равный половине частоты дискретизации - приблизительно 22 кГц; коэффициент гармонических искажений и шум имеют значение 0,02% при сигнале полной шкалы в 0 дБ, 2% при -60 дБ и динамический диапазон в 96 дБ.
Наши измерения аудиоджиттера помогли проникнуть в суть различных рабочих характеристик участников группы. Мы считаем, что величину в 200 пс вполне уместно ожидать от современных цифровых аудиоисточников. Эта группа показала значения в пределах от 150 до 300 пс. 150 пс - почти такой же хороший результат, который мы наблюдали в разных типах цифровых медиатранспортов. Но 300 пс больше соответствуют устройствам бытового уровня и ресиверам.
При использовании источников с более высокой частотой дискретизации и разрядностью измерения действительно начинают разделять наших участников. С материалом в 24 бит /96 кГц мы увидели разные показания динамического диапазона. Некоторые модели были в состоянии максимизировать потенциал сигнала высокой четкости, в то время как остальные практически не улучшили его выше уровня сигнала в формате 16/44,1.
МНЕНИЕ "СЛЕПЫХ" СЛУШАТЕЛЕЙ
Не в первый раз в групповых тестах, в тестах цифровых источников мы замечаем, что сходства в основном перевешивают различия между исследуемыми устройствами. Мы не говорим, что нет вообще никаких отличий: наши опытные слушатели услышали их вполне хорошо, и то же самое сделали мы во время наших «зрячих» прослушиваний. Но даже при условии, что это человеческая природа, которая в любой ситуации ищет несовпадение, мы все почувствовали необходимость подчеркнуть, что некоторые из этих различий были малы.
Поэтому, с одной стороны, это значит, что вы, возможно, будете удовлетворены любым из шести ЦАПов. С другой, вы можете позволить себе быть действительно взыскательным и удостовериться, что не просто удовлетворены, но искренне восхищены своим приобретением.
Наименьшее общее количество баллов получил Moon 300D. Итог немного несправедливый, так как он имеет пять «звезд» по звуку, но мы не смогли дать ему больше, чем три, за функциональность, что и сместило его вниз. Он хорош в динамике, согласованности и детальности. Но если иногда он и несколько жизнерадостен на высоких частотах и если это было воспринято некоторыми слушателями как яркость, то другим он понравится своим свежим и открытым звуком в ВЧ-диапазоне.
Следующим идет Cyrus DAC Х+. Нам бы очень хотелось получить от него немного больше детальности, но его звучание может быть достаточно честным и захватывающим, плюс, как обычно бывает с техникой этой фирмы, он обладает привлекательными возможностями апгрейда.
ЦАПы Lavry, M2Tech и NuForce набрали одинаковое количество баллов, хотя решающая оценка за качество звука была ниже у Lavry DA11. На фоне того успеха, которым пользовался его предшественник DA10, это стало чем-то вроде сюрприза, но наши слушатели отметили еще раз, что деталей могло быть и больше. Похвально, что высокие частоты исключительно прозрачные и чистые.
M2Tech Young вполне гармоничен, за исключением, возможно, глубокого баса, а прекрасная согласованность - большое достоинство; также нам понравилась его детальность. Чуть выше поднялся NuForce DAC9, который сводит воедино много превосходных аспектов, только вот немного подчеркивает верхнюю середину. Он, кроме того, имеет выход для наушников, что увеличивает его универсальность.
ПОБЕДИТЕЛЬ!
Очень часто случается так, что победитель в Hi-Fi - отнюдь не тот, кто привлекает больше всего внимания. Этот тезис верен и по отношению к Electrocompaniet PD-1, который, безусловно, хорошо звучите первого прослушивания, но явно не выделяется как звезда. Хотя, все дольше слушая такой звук, все сильнее хочется оставаться с ним рядом. Обычно чем больше времени проводишь с любым Hi-Fi-приобретением, которое уже звучит как хорошая вещь, тем больше начинаешь принимать во внимание, что хорошие вещи здесь включают в себя чудесно вылепленные музыкальные образы, точно выгравированные детали и протяженные, но безупречно контролируемые частоты на краях слышимого диапазона.
Объедините все это с замечательными ритмическими свойствами, ивы будете иметь эскиз удовлетворяющих во всем характеристик. Правильно, этот ЦАП занимает на полке несколько больше места, чем другие аппараты из тестовой группы, но на самом деле кого это волнует? Дополнительное беспроводное соединение является самым привлекательным. Этот ЦАП легок в обращении и достаточно универсален в плане функций. PD-1 во всех отношениях достойный победитель группового теста.
ПОПРОБУЙТЕ С ЭТИМ!
ЦАПы высокой ценовой категории имеет смысл использовать только в качестве составной части хорошо подобранной системы. Упомянем несколько подходящих для этого партнеров.
СЕТЕВОЙ ПЛЕЕР
Marantz NA7004
(45 000 руб.)
В настоящее время это один из наиболее всесторонне оснащенных сетевых стримеров. NA7004 обеспечивает доступ к аудиоданным любой формы, хранящимся на компьютере, может работать как по беспроводному принципу, так и с помощью проводов.
Рекомендовать такое устройство здесь, возможно, не совсем правильно, учитывая, что большинство современных ЦАПов подключается к компьютеру через USB. Но важный момент состоит в том, что NA7004 обладает преимуществом перед компьютером, поскольку лишен таких помех, как шумные вентиляторы или работа жесткого диска, не имеет многозадачных процессоров, которые могут прерывать аудиовоспроизведение, запуская антивирусное программное обеспечение, и т. п. Его аналоговый выход тоже неплох, но в сравнении с ним любой из обозреваемых здесь шести ЦАПов даст значительное улучшение звука.
УСИЛИТЕЛЬ
Primare I32
(115 000 руб.)
Технология применения импульсных блоков питания в усилителях мощности недавно достигла совершеннолетия, и этот интегральный усилитель является тому живым доказательством. Он выкачивает 120 Вт чистой мощности на канал и делает это с таким сочетанием мощи и тонкого мастерства, что завоевал наши сердца за очень короткое время.
Аппарат безупречен в плане тональности, и локализация им образов в пространстве превосходна: точна, стабильна и хорошо развернута. Бас протяженный и основательный, четко настроенный, когда это нужно, и весьма ритмичный. Но больше всего впечатляет настоящее ощущение простора сцены, на которое способен этот усилитель. Он одинаково умело справляется как с масштабными величественными записями, так и с музыкой небольших ансамблей.
АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Audiovector К13
(100 000 руб.)
Эта стройная напольная модель имеет несколько необычную акустическую конструкцию внутри - в форме четвертьволновой нагрузки для баса. Мы не собираемся давать ей награду за самый низкий бас на планете, но то, что она предлагает, - это исключительно плотные НЧ с очень хорошей четкостью. Средний диапазон иногда может выступать чуть вперед, особенно верхняя середина, но это вовсе не так уж много, чтобы скомпрометировать общее чувство низкочастотного окрашивания и превосходную детальность. Локализация образов в пространстве крайне сильна, с настоящим ощущением того, что музыканты расположены вне колонок и за ними, вто время как скромные размеры помогают К13 исчезать визуально так же хорошо, как и акустически.
По материалам HIGH DEFINITION
Автор РИЧАРД БЛЭК, HI-FI CHOICE