Все традиционные форматы — виниловые грампластинки, магнитофонные кассеты, компакт-диски, DVD, Blu-ray и т.д. — создавались по инициативе производителей электроники. Публике оставалось лишь смиренно проявлять к ним интерес, приобретая сами носители и воспроизводящую аппаратуру. Однако в 90-х годах прошлого века началась тихая, бескровная революция — технически продвинутые люди открыли для себя мультимедийные файлы. Поначалу для воспроизведения применялась их естественная среда, то есть компьютеры, но со временем появились специализированные устройства. Музыкальные файлы пошли в массы, и производителям пришлось подчиниться диктату рынка.
Дисплей цветной | LCD 3,5" QVGA 320x240 |
Воспроизводит | WAV, FLAG, mр3, Ogg Vorbis, AAC, M4A, WMA |
ЦАП | PCM1792 (24 бита/192 кГц) |
Разрядность входного сигнала | |
- Coaxial//BNC/Toslink/AES/EBU/I2S | до 24 бит/192 кГц |
- USB | до 24 бит/192 кГц |
- Ethernet | до 24 бит/192 кГц |
- Wi-Fi | до 24 бит/96 кГц |
Сетевые протоколы | UPnP |
Поддерживаемые медиасерверы | Twonky |
Интернет-радио | да (vTuner) |
Эфирный тюнер | нет |
Выходы | |
- аналоговые | 2 х RCA, 2 х |
- цифровые | |
Входы | |
- аналоговые | |
- цифровые | |
Сетевые интерфейсы | Ethernet /10100 Мбит, Wi-Fi IEEE 802.11b/g |
Интерфейс | USB х2 |
Файловые системы USB-накопителей | FAT16/FAT32 |
Габариты, мм | 480 х 390 х 120 |
Масса, кг | 12,0 |
Цена, руб. | 272349 руб. |
ПЕРВЫМИ БЫЛИ ПОРТАТИВНЫЕ ПЛЕЕРЫ, потом функция воспроизведения файлов появилась у дисковых проигрывателей, далее возникли специализированные устройства, у которых даже нет дисковода, а источником информации служат USB и HDD-накопители, а также сетевые серверы — как локальные, так и удаленные. Параллельно менялось отношение к файловым источникам: сначала снисходительное (игрушка для подростков и компьютерных гиков, элемент инновационного быта), потом прагматичное (H-Fi-компоненты как альтернатива компьютеру — более удобные и качественные по звуку). Параллельно стали появляться аппараты высшего класса, в частности, серверы и плееры Naim, Linn, Sooloos, Olive Audio… Однако в силу определённых причин эти системы так и остались своеобразной экзотикой, они не смогли преодолеть барьер в сознании аудиофи-лов, отделяющий закрытый клуб High End от всего остального мира. Однако, как мне кажется, это всё же должно произойти. Может быть, это удастся сетевому музыкальному плееру Ауоn S-3?
Австрийская компания Ауоn Audio хорошо знакома нашим читателям. Её разработчики придерживаются классических канонов (лампы, класс А, кратчайший путь сигнала, отборные компоненты и т.д.), но вместе с тем очень уверенно себя чувствуют в сфере новейших цифровых технологий. Но самое важное — это исключительно привлекательный фирменный звук, который как раз и достигается главным образом за счёт использования вакуумных приборов. То есть лампы не дань моде и не общепринятый атрибут High End, это лишь одно из средств достижения цели.
ВСТРЕЧАЕМ ПО ОДЁЖКЕ
Дизайн узнаваемый, качество изготовления вполне соответствует высокому статусу. Металла для этого плеера не жалели — масса в 12 кг вызывает пиетет.
Решетки сверху — такие же, как у CD-проигрывателя Ауоn CD-1sc, о котором мы не так давно писали*, они служат для вентиляции ламп, работающих в однотактных выходных каскадах. Лампы, кстати, те же — двойные триоды 6Н30 российского производства.
Помимо прочих достоинств, обладают высокой надежностью и ресурсом порядка 10 тыс. часов.
Традиционно для Ауоn кнопка питания расположена на нижней поверхности аппарата поблизости от фронтальной панели. Коммутация — практически исчерпывающая: есть все виды цифровых входов, включая I2S (на разъёме RJ-45) и балансный AES/EBU, цифровой коаксиальный выход, а также три аналоговых стереофонических входа. Аналоговые выходы — балансные XLR и асимметричные RCA. Обладатель S-3 легко обойдётся без преда — достаточно приобрести оконечник, и проблема усиления решена. Хотя аппарат способен работать и с интегральными усилителями — режим переключается тумблером на коммутационной панели. Рядом — такие же тумблеры для выбора Gain (Low/High) и выходного интерфейса (RCA/XLR). Также сзади расположены гнездо для Wi-Fi-антенны и индикатор фазы питания, однако полезен он только при подключении к сети с заземлением.
Разъёмов USB два — на фронтальной и задней панелях. Ко второму удобно подключать портативные HDD.
* http://www.salonav.com/arch/2012/02/056.htm.
Правда, они, как и флэш-накопители, должны быть отформатированы под FAT16/FAT32, файловая система NTFS не поддерживается. Но поскольку аппарат предназначен для воспроизведения музыки, это ограничение не имеет значения, поскольку аудиофайлы размером свыше 4 Гб — это что-то крайне маловероятное.
Цветной LCD-дисплей лишь отображает информацию и не является сенсорным. Что вовсе не есть недостаток — аппаратные органы управления со своей задачей успешно справляются. Особенно хороши две ручки в ретро-стиле на противоположных концах фронтальной панели: левая — регулятор уровня на выходе, правая — переключатель входов.
Цифро-аналоговый преобразователь способен принимать сигналы с разрядностью до 24 бит/192 кГц. Сам производитель ограничивается этой информацией, но наши германские коллеги, которым довелось протестировать этот аппарат раньше других и не поленившиеся снять его верхнюю крышку, узнали, что ЦАП построен на микросхеме РСМ1792. Из фирменных «фишек», реализованных в конверторе S-3, отмечу возможность управления с пульта ДУ принудительной передискретизацией в 192 кГц/24 бита. Кстати об упрвлении: с вышедшим недавно обновлением прошивки аппарат получил функцию управления с портативных устройств Apple — необходимое для этого программное обеспечение устанавливается на них бесплатно.
Организация графического интерфейса — общепринятая, нечто подобное мы видели в сетевых плеерах, которые тестировались в №3/2012. Всё очень доходчиво и удобно — не думаю, что разработчикам следовало бы придумать что-то особое.
ПРОВОЖАЕМ ПО УМУ
Приёмник интернет-радио реализован на основе популярного сетевого сервиса vTuner, что позволяет редактировать перечень станций, дополняя его или сокращая. Однако сразу после первого включения аппарата он уже способен принимать российское интернет-вещание. Причём на удивление с высоким качеством звука.
Интерфейс USB работает в асинхронном режиме и может принимать сигналы до 24 бит/192 кГц. Проводной сетевой интерфейс — тоже, а вот по Wi-Fi играют файлы максимум 24 бита/96 кГц.
Для воспроизведения по сети используется протокол UPnP. Из двух моих NAS он поддерживается только одним. Чтобы S-3 «увидел» второй накопитель, его можно подключить через домашний компьютер с установленным сервером Twonky. В идеале также следует провести реорганизацию музыкальной коллекции — как это лучше сделать, объясняется в руководстве пользователя Ауоn S-3.
В моей домашней системе для воспроизведения звуковых файлов применяется специализированный PC и ЦАП PS Audio PerfectWave DAC Mkll ($4000). Их суммарная стоимость примерно вдвое меньше, чем у Ауоn S-3, но моя техника хорошо прогрета, а сетевой проигрыватель проработал всего несколько часов, так что соперничество будет честным. Музыкальный материал — файлы FLAC разных жанров в локальной сети и на USB-накопителях. Частота сэмплирования — 44,1 кГц/16 бит, 96 кГц/24 бита и 192 кГц/24 бита.
Первое впечатление: разница в звучании двух источников минимальна. Однако по мере прослушивания становится ясно, что звуковой почерк у них все же разный. Ауоn играет бодро, напористо, экспрессивно, PS Audio — расслабленно, вальяжно, спокойно, иногда — с ленцой. Первый создаёт «скульптурные» звуковые образы, он выразителен и музыкален, второй нейтрален и предельно чист, передаёт больше нюансов и мельчайших деталей, особенно в нижней части диапазона. Честно говоря, мне нравятся обе интерпретации, и лично я не мог бы отдать предпочтение какой-то из них. А техника, которая сочетает все эти качества одновременно, едва ли существует. Во всяком случае, мне такая не встречалась.
Честно говоря, мне бы хотелось подержать у себя S-3 подольше — дождаться, пока он полностью прогреется и откроет весь свой потенциал. Но догадываюсь, что потом отдавать его будет больнее. Нет, лучше уж сразу с глаз долой — из сердца вон. Как сказал в свое время Михаил Жванецкий, не хочу привыкать.
ПОРАДОВАЛО
Экспрессивное и вместе с тем «породистое» звучание. Воспроизведение файлов FLAC Hi-Res по сети и с USB-накопителей. Встроенный Wi-Fi-адаптep, богатый выбор интернет-радиостанций. Возможность исполнять роль внешнего ЦАПа и предварительного коммутирующего усилителя. Безупречное качество изготовления.
ОГОРЧИЛО
Понятно, что аппарат столь высокого класса не может быть более доступным. Но все равно грустно.
Салон Audio Video
Автор Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ