Эпоха механической звукозаписи, открытая фонографом Эдиссона в 1877 году, продолжалась более столетия. В 1984-м произошла первая перемена: появился цифровой компакт-диск, постепенно вытеснивший на периферию аналоговые музыкальные носители.
Примерно через четверть века начинается вторая перемена: на смену оптическим дискам приходят компьютерные аудиофайлы. Изобилие форматов, качество на любой вкус, широкий спектр устройств хранения (флэшки, жёсткие диски, RAID-массивы, сетевое «облако» и т.д.), разнообразие устройств воспроизведения, множество протоколов и каналов передачи информации, и всё это стремительно развивается, совершенствуется, обновляется… Никогда прежде у любителей музыки не было такой свободы выбора, как сейчас, и со временем она будет только расширяться.
В РЕАЛЬНОСТИ такая широкая свобода — препятствие для массового распространения. Пластинки, компакт-диски, кассеты и прочие «вещественные» носители хороши тем, что не требуют от пользователя абсолютно никаких интеллектуальных усилий, весь процесс прослушивания сводится к короткой последовательности простейших действий: купил — принес домой — вскрыл упаковку — поставил на проигрыватель и нажал PLAY. С аудиофайлами всё несколько сложнее.
С одной стороны, чтобы слушать «эмпишки» на портативных плеерах, мобильных телефонах или в интернет-браузере, особых усилий не требуется. Равно как и для использования таких систем, как Logitech Squeezebox™ или Philips Streamium. С другой стороны, в серьёзных инсталляциях мультирум на основе IP-протокола файловые серверы уже давно применяются в роли основных источников информации, оптические диски служат лишь первичным носителем. Здесь тоже всё просто — по крайней мере, для владельцев. Сложности возникали и возникают до сих пор у тех, кто стремился получить от музыкальных файлов качество звука на уровне прилично записанного CD и за сопоставимые деньги. В Hi-Fi-секторе до самого недавнего времени безраздельно правили дисковые проигрыватели (в основном цифровые, но и аналоговые тоже). Чтобы освободиться от их гегемонии, приходилось либо покупать весьма недешёвые файловые сетевые аппараты от Linn, Naim или другого авторитетного производителя, либо пытаться приспособить к этому делу компьютер, оснастив его достойным звуковым интерфейсом или подключив к нему внешний ЦАП. На этот путь подталкивали и многочисленные устройства, оснащаемые в последнее время интерфейсом USB — CD-плееры и усилители. Но возможность обойтись полностью без компьютера и с умеренным бюджетом появилась относительно недавно.
Одним из первых вестников грядущих изменений стал сетевой музыкальный плеер Yamaha NP-S2000 — к нам на тестирование он попал в 2010 году. Однако возвещать вторую «большую перемену» было ещё рановато. А вот сейчас, пожалуй, в самый раз.
Во-первых, появился обширный ассортимент сетевых файловых проигрывателей, предназначенных исключительно для воспроизведения звука (тех, для кого главным является видео, уже давно огромный выбор). Во-вторых, их ценовой диапазон достаточно широк, и есть модели вполне демократичной цены. Смогут ли они со временем «задвинуть» CD-проигрыватели в «приграничные» области рынка — об этом пока судить рано. Но их конкурентоспособность можно выяснить уже сейчас.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И МАТЕРИАЛЫ
В нынешний обзор попали далеко не все существующие «в природе» аппараты — некоторые вышедшие совсем недавно модели просто не успели добраться до российского рынка. Не беда — будем их тестировать в порядке поступления. Но и тех, что нам удалось собрать, достаточно, чтобы делать определённые выводы. Самым интересным для нас является вопрос: способны ли эти плееры — на нынешнем этапе развития — соперничать с устройствами на базе компьютеров.
Главное преимущество (заведомо известное) новых плееров — традиционный алгоритм управления с помощью пульта и встроенного дисплея — ни одна из представленных в обзоре моделей не требует подключения к внешнему экрану. Единственное «но», не позволяющее им сравниться по простоте использования с CD-проигрывателями — необходимость построения и настройки локальной сети, а также файловой фонотеки. На самом деле ничего страшного — было бы желание освоить эту премудрость. Тем не менее простоту подключения к сети и обращения с коллекциями мы непременно оценим.
Но главное для нас — звук. Способны ли сетевые аудио-плееры удовлетворить строгие качественные требования? Сомневаемся, что в той ценовой категории, к которой относятся участники обзора, можно найти источник класса High End, но достойный Hi-Fi там непременно должен быть.
Итак, слушали:
1. Сэмплер «Burmester CD II». FLAC 16 бит/44,1 кГц. Хорош тем, что содержит треки разных жанров, которые хорошо выявляют особенности аппаратуры.
2. Larry Adler and Various, «The Glory of Gershwin». FLAC 16 бит/44,1 кГц. Программа записана с участием популярных джазовых и роковых вокалистов, а также джазового оркестра.
3. Коллекция демонстрационных файлов во FLAC, загруженная с сайта «2L The Nordic Sound» в разрешении 24 бита/ 96 и 24 бита/192 кГц. Главным образом классика и джаз. Показывает устойчивость работы сетевого интерфейса и способность передавать качественный потенциал Hi-Res-записей.
4. Diana Krall, «The Girl in Other Room». FLAC 16 бит/ 44,1 кГц и тот же альбом — в 24 бита/96 кГц.
В роли референсного сетевого плеера использовалась комбинация из компьютерного цифрового транспорта и внешнего ЦАПа PS Audio PerfectWave DAC. Одни и те же файлы синхронно воспроизводились на эталонном источнике и на испытуемом плеере, на усилителе быстро переключались входы, поэтому разница в звуке была сразу заметна.
Участники обзора расположены по алфавиту, цены — ориентировочные. Будем надеяться, что к моменту выхода журнала в свет, они станут ещё более привлекательными.
DISCONNECT
Начну подведение итогов с банальной, в общем-то, мысли: все люди слушают музыку по-разному. Одним доставляет удовольствие возиться с аппаратурой, адаптировать её к своим вкусам и потребностям, пытаться получить от неё максимум, на что она способна. Другим интересна только музыка, а техника для её воспроизведения лишь должна работать чётко, надёжно и не требовать к себе внимания — чем она проще в управлении, тем лучше.
Меломанам первой категории больше подходит сетевой плеер на основе компьютера — его можно постоянно совершенствовать, легко обновлять, в общем, он скучать не даст. Любителям музыки второго типа лучше не связываться с вычислительной техникой, сетевые плееры — как раз то, что им требуется.
Лучшим по звуку из участников нашего обзора вышел Marantz NA7004, однако его цена показалась мне высоковатой. При этом у него нет беспроводного сетевого адаптера, который для многих будет очень важным, поскольку Ethernet-розетки в стене рядом с аппаратурной стойкой может и не быть, а тянуть к ней кабель согласятся лишь немногие. Двойное шасси является, безусловно, хорошей штукой, крайне полезной для дискового источника, но его необходимость для сетевого плеера, у которого нет чувствительной к вибрациям механики, вызывает у меня сомнения.
Denon DNP-720AE и Cambridge Audio Sonata NP30 более чем вдвое дешевле, а играют тоже очень и очень неплохо и уж точно не вдвое хуже, чем Marantz. Лично мне более симпатичен плеер Cambridge Audio — у него есть всё необходимое для техники такого рода, очень продуманное управление и полный порядок с эргономикой. Чувствуется, что создатели этого аппарата относились к его потенциальным пользователям с уважением, а это вызывает у меня ответные чувства. Поэтому Sonata NP30 получает «Выбор эксперта». Denon DNP-720AE предлагается по удивительно низкой цене и при этом обладает массой достоинств, на мой взгляд, очень «Удачная покупка».
NAD С446, похоже, создавался в расчёте на mp3 и интернет-радио, серьёзные по качеству файлы во внимание явно не принимались. Хотя на самом деле аппарат играет очень неплохо. И всё же ограничение 48 кГц/ 24 бита в совокупности с не самой маленькой ценой лично меня смущает.
Olive 02М музыкален и вдобавок привлекает необычным дизайном, а сенсорный дисплей с возможностью отображения графики и фирменный интерфейс делают его очень комфортным в управлении. Однако в «одиноком» варианте, без сервера Olive, в сети его потенциал в полной мере не открывается. Так что приобретать его имеет смысл только для озвучивания дополнительных зон в системах мультирум. А это уже несколько иная тема, в наш обзор она явно не умещается.
По материалам Салон Audio Video
Автор Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ