Следующее поколение цифро-аналогового преобразователя DirectStream от PS Audio, который преобразует все поступающие цифровые сигналы в формат DSD, являясь также более доступным по цене. Встречайте «Junior» - новичка цифровой сцены.
В компании PS Audio предпочитают добиваться результата не самыми простыми способами. Но в тоже время я уверен, что ее сотрудники считают используемые способы самыми верными. Компания, находящаяся в штате Колорадо, избегает искушений использовать кроме как в совсем недорогих продуктах – таких, как мини-усилитель Sprout за 475 фунтов – низкозатратные аутсорсинговые решения, жертвами которых уже стали многие другие фирмы. PS Audio продолжает с гордостью нести знамя «сделано в Боулдер» (город в штате Колорадо), лишь по одной причине – в компании верят, что оптимального качества можно достичь только если сосредоточить производство в одном месте.
Все это в полной мере относится к ЦАПу DirectStream Junior. При розничной цене в 3750 фунтов он предоставляет возможность неплохо сэкономить, если сравнивать затраты с оригинальным DirectStream, но в тоже время перенимает у более дорогой модели все знаковые технологии, и даже кое в чем превосходит ее.
Сетевые возможности в базовой комплектации
С момента написания обзора на DirectStream последний успел обновиться уже несколько раз. PS Audio выпускала обновления прошивок со звучными именами – как будто из руководства по продуктам Apple – два последних обновления назывались Pike’s Peak (Пайкс Пик – Гора в США) и Yale Final (выпускной в Йельском университете). Также компания выпустила ЦАП NuWave. Так какое же место уготовано для «DSJ» в имеющейся продуктовой линейке?
Как я уже сказал ранее, было бы несправедливо относиться к «Junior» как к обрезанной версии своего прародителя за 5500 фунтов, хоть в нем и отсутствует пару функций, имеющихся в более дорогой модели. В качестве примера – у «Junior» есть только один цифровой вход I2S, в том время как у оригинальной модели их два; также пришлось отказаться от цветного сенсорного дисплея в пользу обычного; внутри он также устроен более просто и все компоненты размещены на одной плате – в отличие от модульного построения «большого брата». Все это расположено внутри чуть более простого корпуса.
Но кое в чем «Junior» умудрился добавить. Он обзавелся массивной цифровой ручкой регулировки уровня сигнала аналогового выхода с плавным ходом. В базовой комплектации он уже обладает сетевыми возможностями Bridge II от PS Audio, для использования которых в старшей модели пришлось бы заплатить дополнительно 799 фунтов за карту расширения. Более подробно об этом ниже.
Как бы то ни было, по своей сущности DSJ очень похож на своего родителя. Он основан на технологии PS Audio «everything to DSD» (приведение данных к формату DSD), при которой с помощью проприетарного алгоритма и FPGA-чипа Xilinx Spartan все входящие цифровые сигналы преобразуются к потоковому 10x DSD прежде, чем передать на выход данные DSD128 (double DSD). Все это позволяет воспользоваться преимуществом простого преобразования, требуемого для использования DSD: фактически, это не более, чем фильтр низких частот, используемый для отсеивания излишних ВЧ-составляющих, оставляя лишь аналоговый аудиосигнал для передачи на выход.
Смотрите далее вставку для более детального разбора данной архитектуры. Это разработка сотрудника PS Audio Теда Смита (Ted Smith), со слов которого «НЧ фильтрация сигнала с нойз-шец\йпингом требует применения качественных конденсаторов – очень трудно разместить высокоточные конденсаторы на чипе ЦАПа, и еще труднее – изготовить точный фильтр высокого порядка. Для использования фильтров более низкого порядка с менее точными компонентами в чипе ЦАП применен гибридный подход, при котором используется цифровое преобразование данных DSD к мультибитовому сигналу с нойз-шейпингом. Все это снижает количество работы для аналоговых фильтров, но обычно приводит к потере линейности DSD»
«При нашем подходе не задействован чип ЦАПа, что позволяет нам применять архитектуру DSD на всю катушку без компромиссов».
Обширные возможности подачи входного сигнала
В этом и заключается вся суть DSJ – чтобы вы ему не «скармливали», от низкобитрейтного сигнала на основе LPCM (Linear PCM) и вплоть до DSD – все это преобразуется в формат DSD128 с последующей передачей на простой тракт фильтрации выходного канала с симметричным и несимметричными разъемами. И на самом деле, если ему чего и не хватает, так это гнезда для подключения наушников, что само по себе кажется необычным упущением для современных продуктов. Для меня это не станет камнем преткновения, но для других покупателей данный момент может представлять большую значимость.
Как бы то ни было, обвинить DSJ в недостатке цифровых входов нельзя: AES/EBU через XLR, стандартные разъемы для подключения оптического и коаксиального S/PDIF, асинхронный USB (стандарта Type-B) и одиночный разъем I2S. Формат I2S передает сигналы данных и тактовые сигналы раздельно, что в потенциале приводит к снижению джиттера, и использован для сопряжения DSJ с CD/DVD плеером PWT от PS Audio или же с ожидаемым DirectStream Transport, которому будет доступно воспроизведение SACD (Super Audio CD).
Также будет не лишним отметить, что вход I2S выполнен в стиле HDMI – и совершенно точно, что для подключения к DSJ одного из источников звука PS Audio может быть использован стандартный HDMI кабель – но данный разъем не подходит для подключения обычных устройств с HDMI-выходом, таких, как проигрыватели Blu-ray.
Также ограничен по функциональности и разъем USB Type A – единственное его предназначения – для закачивания обновлений прошивки, для подключения устройств или флешек он не годится. А вот разъем RJ-45 используется по своему прямому назначению, с его помощью DSJ подключается к домашней сети через интерфейс Bridge II от PS Audio. Что в свою очередь позволяет использовать его в качестве сетевого проигрывателя с доступом к контенту, расположенному на домашнем компьютере или сервере NAS. Для его управления используется любое программное обеспечение с поддержкой DLNA, запущенное на компьютере или переносном устройстве, с помощью которого в сети находится интересующая слушателя музыка, и затем передается на DSJ. Руководство пользователя советует использовать программное обеспечение JRiver Media Center, зарекомендовавшее себя в процессе тестирования с хорошей стороны, но и другие продукты, такие, как PlugPlayer, справятся с поставленной задачей. Все эти приложения идентифицируют данный ЦАП как «Bridge II».
Если говорить о программной совместимости, то тут все стандартно для таких ЦАПов как DSJ, который сразу готов к работе, если его подключить к Маку, но в случае подключения к компьютеру под управлением Windows требует установки драйвера (доступно для бесплатного скачивания с psaudio.com).
Должен сказать, что с ходу использовать универсальный пульт ДУ не получится, потребуется некоторое время, чтобы соотнести подписи на его кнопках с тем, что они на самом деле выполняют на DSJ. К счастью, с его передней панели очень просто вызвать меню настроек для изменения таких параметров, как баланс, инверсия фазы и ослабление выходного сигнала.
Ровный и приятный звук
Одним из преимуществ подхода PS Audio «все в DSD» будет то, что DSJ будет работать вне зависимости того, в каком формате вы будет посылать в него аудио файлы.Звук будет наилучшим, начиная с низкобитрейтных радио записей и заканчивая DSD-файлами в высоком разрешении.
Да, сейчас явно не наблюдается дефицита высококачественных ЦАПов.. Но и даже на таком насыщенном рынке сочетаемые в DSJ импульсивность и утонченность, напор и детальность звучания, массивность и стремительность делают его главным претендентом.
Сразу становится очевидными возможности данного ЦАПа по воссозданию яркой картины выступления, вне зависимости от музыкального жанра или формата файла. Треки звучат свежо и живо, что само по себе притягивает слушателей. Но при этом звуку сопутствуют мягкость и теплота, благодаря чему он не становится излишне агрессивным и резким.
Но это не значит, что DSJ не позволяет себе быть раскованным. Звучание последнего альбома Pet Shop Boys «Super» [x2 0008 CD1], где присутствуют дьявольские басы, доказывает, что этот ЦАП можетнеплохо зажечь на вечеринке.
Все это выступает хорошней основой для сочных миксов, оставляя в фокусе детальный характерный голос Нила Теннанта (Neil Tennant), начиная от сладкой ностальгии композиции «The Pop Kids» и заканчивая гимном «Burn», который подталкивает слушателя немного увеличить громкость, чтобы еще больше насладиться его эффектом масштабности и глубины.
Хотя некоторым слушателям может показаться, что звуку не хватает богатства и глубины, путая детальность звучания и и слабую проработку нижнего НЧ-диапазона. Но лично мои уши были поражены способностью DSJ выдерживать баланс между содержимым и скоростью, контрапунктируя простоту и приятное звучание в диапазоне средних и высоких частот. Про звучание не скачешь, что оно блеклое или спутанное, и жесткие гитары и джазовые инструменты получается передать с их исходным характером, а управляемость и сдержанность гарантируют слушателю, что возможные недостатки воспроизводимых композиций будут результатом действии звукозаписывающей студии, а не используемой им электроники.
На альбоме «Song» [Destin-E Records 777102468X] не смотря на то, что бас-кларнет Кортни Пайна постоянно приковывает к себе внимание, гудит и вопит, пианино Зои Раман остается при этом захватывающими и интригующими
Звуки молота и пилы
Да, иногда звучание DSJ может быть перестраховочно нейтральным, что может проявится в незначительном пропадании атмосферности при воспроизведении уж очень масштабных композиций. К таковым можно отнести запись живого выступления Симфонического оркестра Сан-Франциско под управлением Майкла Тилсона Томаса (Michael Tilson-Thomas) Органной Симфонии Копланда (Copland) [собственный лейбл SFS, 96 кГц/24 бит], где пространство вокруг отдельных инструментов передается более явно, если сравнивать с результатом (намного превосходящих в цене) соперников.
Как уже было сказано ранее, масштаб и эмоциональное воздействие оркестра в целом просто волшебные. Этот же «бэнд» с небольшой помощью группы Metallica и дирижером Майклом Кэйменом (Michael Kamen) звучит массивно, быстро и плотно (альбом S&M [Vertigo 546 797-2]). Классика оплетает собой метал, а DSJ проникает вглубь этого плотного сочетания, давая нам возможность расслышать различные линии. Ох, как же дерзко и мощно звучит это сочетание звуков молота и пилы!
Перейдем к чему-нибудь более интимному, но не менее сильному, например, к альбому «Parachute» Магнуса Острома (Magnus Öström) [Diesel DIESELC-54, 96 кГц/24 бит], и ведь квартет бывшего барабанщика EST звучит потрясающе. Да, на нем все еще ощущается влияние прогрессивного рока, но там также присутствуют и изящные расслабляющие ноты, а ЦАП с высокой точностью передает и гитару Андреаса Хурдакиса (Andreas Hourdakis) и изобретательную игру на пианино Даниэля Карлсона (Daniel Karlsson) на равных с точными мощными ударными Острома.
Только прислушайтесь как он отбивает на фоне повторяющихся пианинных партий Карлсона в первом треке «Dog On The Beach», и вы немедленно проникнетесь масштабностью как самой записью, так и тем, как DSJ справляется с ней. В похожей манере он ведет себя со звучанием старого доброго фанка с трека «The Shore Of Unsure», сверху которого накладываются прекрасно выделяемые вкрапления медных духовых специально приглашенных трубачей
Самое лучшее, что здесь можно отметить, это то, что такой беспристрастный подход кажется подходит к самому широкому диапазону музыкальных жанров, и это дает возможность предположить, что DSJ будет идеальным универсальных выбором как для интегрального усилителя, так и для усилителя мощности..
Заключение HI-FI NEWS
Если совместить привлекательное звучание, получаемое без лишних усилий, и гибкие возможности, то получишь ЦАП, ценность которого сопоставима с его ценой. Да, у него отсутствует выход для наушников, но его возможность удовлетворить как любителей связок «Mac и ЦАП», так и фанатов сетевого воспроизведения, и способность сделать это стильно должны скомпенсировать этот недостаток. Хоть в его названии и есть слово «Junior» , по сути это зрелый продукт и будет великолепным игроком на рынке высококачественных цифровых источников
Качество звука: 85%
Лабораторные исследования
Внеся дополнительные улучшения в выполненный на FPGA (Field-Programmable Gate Array - программируемая логическая интегральная схема) Spartan 6 механизм обработки DSD из ЦАПа PerfectWave от DirectStream, «Junior» перенял многие технические решения из него, но также обладает собственными инновационными идеями. На графике импульсной характеристики можно наблюдать более широкую рябь на временной области [см. Рис.] и увеличение составляющих шумов от переквантования на протяжении всего звукового диапазона, что снижает соотношение сигнала к шуму, взвешенные по шкале A, к «16-битным» 94 дБ (хотя отклонения при низком разрешении в ±0,5 дБ при –100 dBFs дают основания предполагать о значении линейности выше 16-битного). В тоже время к преимуществам данного ЦАПа относится пассивная фильтрация выходного сигнала, а к недостакам – отсутствие выходных трансформаторов, Юниору удается избежать существенного прироста искажений на низких частотах, характерных для более габаритного DirectStream. Юниору приписывается значение ~0,005% на протяжении басов и средних частот в верхних 30 дБ его динамического диапазона, но, как и у его старшего брата, к 20 кГц оно все равно вырастает примерно на 20 дБ [красная линия, Рис. 1].
Как бы то ни было, Юниор может похвастаться более ровным и более широким графиком АЧХ на протяжении от самых низких и до сверх высоких частот. Он настолько ровный, что отклонения составляют не более ±0,02 дБ от 20 Гц до 20 кГц при сигнале 44,1 кГц/48 кГц, и лишь немного подскакивает до +0,18 дБ на 35 кГц (–0,01 дБ/45 кГц) при сигнале 96 кГц, прежде чем скатиться в –3 дБ/64 кГц на файлах 192 кГц. PS Audio все еще утверждают, что уровень измеряемого джиттера составляет ноль, но боковые полосы частот, связанные с шумами блока питания на 100/200 Гц внутри Юниора слишком уж очевидны в этом уменьшенном DSD-ЦАПе, хотя и на незначительные 400 пс. [см. Рис. 2]. Все эти характеристики, включая максимальное значение выходного сигнала в 2,6 В, и импеданс в 104 Ом симметричного входа, постоянны как при использовании USB, так и S/PDIF входов.
Искажения уровня цифрового сигнала 48 кГц/24 бит на протяжении 120 дБ динамического диапазона (красным – 1 кГц S/PDIF; черным – 1 кГц USB вход; голубым – 20 кГц USB вход)
Спектр джиттера при высоком разрешении, сигнал 48 кГц/24 бит через S/PDIF (черным) и USB (красным) входы
Спор вокруг DSD
Что объединяет PS Audio с остальными прогрессивными фирмами, специализирующимися на цифровом звуке (и не в последнюю очередь – с Chord Electronics) – так это желание воспользоваться мощностью современных процессоров для выполнения ЦАП на основе специально написанного под него программного обеспечения. DirectStream Junior полностью ориентирован на технологию DSD, в отличии от 1-битового решения фирмы T+A и ее последней модели DAC 8, подход PS Audio предполагает апсемплинг входного сигнала LPCM до уровня "DSD640" перед дальнейшим преобразованием его к формату DSD128. В теории это дает возможность использовать упрощенные схемы фильтрации и решить проблему с младшим значащим разрядом. Тем не менее, сами процессы апсемплинга и нойз-шейпингав также требуют применение цифровой фильтрации, о чем свидетельствуют уж широкие участки эхо на графике импульсной характеристики – те самые вещи, для избавления от которых прочие производители устанавливают в своих ЦАПах кастомные фильтры. Но, как это доказано PS Audio, для достижения «музыкального» звучания почти всегда приходится идти на компромисс между испоьзуемымми технологиями.
По материалам издания Hi-Fi News
Автор Andrew Everard