Ценители высококачественного аудио в подавляющем большинстве приветствовали переход на цифровые носители. Однако традиционный взгляд на усилитель как на устройство аналоговое, собранное из дискретных элементов, преобладает до сих пор. Не пора ли признать его устаревшим? В частности, американская фирма Wadia более четверти века пропагандирует принципиально иную концепцию: сохранять сигнал в цифровом виде как можно дольше —^буквально до подачи на громкоговорители. Именно по такому принципу работают их очередные новинки.
Цена 161 000 руб / 161 500 руб
Фирма Wadia, основанная еще в 1988 году, первой в мире занялась разработкой и производством высококачественной аппаратуры для воспроизведения исключительно цифровых аудиозаписей (недаром полное название производителя — Wadia Digital). В те далекие времена, когда CD только завоевывал популярность, подобное решение многим казалось рискованным, но лучший судья — время, и оно показало, что ставка на «цифру» была не просто разумной, а наиболее перспективной. Уже дебютное изделие Wadia, т.н. декодирующий компьютер (Decoding Computer 2000), произвел в цифровом аудио настоящую революцию, убедительно доказав, что компакт-диск может звучать не хуже винила.
И это была лишь первая, отнюдь не самая важная веха на творческом пути фирмы. Впоследствии специалисты Wadia разработали более десятка оригинальных решений, определивших ни много ни мало магистральные путей развития цифровой аудиоаппаратуры. В частности, фирма впервые применила в бытовой технике оптическую шину и определила джиттер как главную причину снижения качества звучания компакт-дисков, выпустила внешний ЦАП и усовершенствовала технологию цифрового регулирования громкости. Каждое изделие Wadia попадает к потребителям после тщательного исследования рынка и скрупулезной конструкторской проработки.
Рассматриваемые компоненты принадлежат к новой линейке Series 1, олицетворяющей сочетание передовых технических решений с компактностью. По совокупности ширины и глубины устройства не больше номера нашего журнала, лишь высота у них вполне хай-файная — 80 мм. Аппараты рассчитаны на работу в паре, поэтому имеют корпуса единого дизайна. Боковые панели выполнены из матового алюминия, а верхняя крышка — из черного стекла, в результате усилитель и цифровой аудиодекодер (так dil22 именуется официально) замечательно смотрятся как совместно, так и по отдельности. Кроме логотипа, нанесенного, по всей видимости, методом химического травления (в затейливой вязи угадываются буквы «d» и «i» — начало слова digital, в переводе означающего «цифровой»), на фасаде усилителя только кнопка включения. Раскладку передней панели ЦАПа тоже можно назвать спартанской. Здесь расположены гнездо 6,3 мм телефонного выхода, двухстрочный флуоресцентный дисплей, кнопка выбора входов и включения. «А громкость регулируется лишь с пульта?» — спросит непоседливый читатель. Нет, ответим мы, неспроста же на панель нанесены знакомые треугольники. Если нажать и удерживать кнопку Input, компонент перейдет в режим изменения громкости; теперь Input станет отвечать за усиление звука, Standby/On — за ослабление. Оставьте кнопки в покое, и через несколько секунд к ним вернутся первоначальные функции.
На тыловой панели ЦАПа присутствуют все необходимые порты, в частности, по паре коаксиальных и оптических, а также USB В. Аналоговый выходной сигнал выводится в несимметричном (2xRCA) и балансном (2xXLR) виде. Каждый разъем электрического сигнала позолочен. Имеется «триггерный» выход напряжения 12 В, позволяющий по нажатии кнопки Standby/On на пульте или фасаде ЦАПа одновременно включать/выключать и мощник. Предусмотрен и аналогичный вход — для внешнего управления компонентами (например, с CD-проигрывателя). Усилитель мощности, помимо, как вы уже догадались, «триггерных» портов, оснащен несимметричным и балансным входами линейного сигнала и позолоченными акустическими клеммами.
Интересная особенность этой конструкции ЦАПа состоит в том, что он «кормится» от внешнего блока питания (небольшая коробочка, наподобие той, какие придаются к ноутбуку). На первый взгляд такое решение кажется, мягко выражаясь, несолидным. Но давайте вновь отойдем от общепринятых концепций и зададимся простым вопросом: нужен ли цифровому ЦАП-предусилителю (потребление — 10 Вт) мощный линейный источник питания? Нельзя ли обойтись импульсным? Он компактней, да и КПД у него выше. Нужно лишь защитить «хрупкие» низкоуровневые сигналы, с которыми работает пред, от высокочастотных помех с блоком питания. Самый надежный способ добиться этого — сделать питающий узел внешним, дабы алюминиевый корпус ЦАПа являлся надежным экраном. Проектировщики dil22 так и поступили!
Цифроаналоговый преобразователь основан на референсной микросхеме ESS9016S. Она принимает восемь каналов 32-битного сигнала, что позволило создать ЦАП, работающий в полностью балансном режиме. Преобразование выполняется с повышением частоты дискретизации (up-sampling), алгоритм которого, по заявлению разработчиков, оптимизирован согласно особенностям аудиофайлов и снижает нагрузку на выходной аналоговый фильтр. Данная технология (запатентована фирмой Wadia под названием DigiMaster) предусматривает увеличение частоты дискретизации данных до 2,8 МГц и использует полиноминальные кривые 12-го порядка для вставки между двумя исходными семплами до 63 новых. Также применяется фирменная технология снижения джиттера.
Оптические и коаксиальные входы принимают PCM-поток размерностью до 24/192; через интерфейс USB (с компьютера, на который установлены специальные драйверы) читаются РСМ-файлы «глубиной» до 32 бит, а также DSD64, DSD128 и DXD 352,8/384 кГц. Регулятор громкости работает с цифровым, а не с аналоговым сигналом, сохраняя его глубину больше 16 бит даже на малой громкости.
Выходные каскады обеспечивают ток силой до 250 мА, поэтому соединять dil22 с усилителем мощности можно посредством очень длинных кабелей. Напряжение выходного сигнала составляет 4,25 В, так что даже малочувствительный усилитель выдаст сигнал значительной громкости. Впрочем, а102 к таким не относится — по чувствительности и входному импедансу он, как утверждают создатели, согласован с di22 идеально. Его тракт работает в классе D, обеспечивая высокий коэффициент полезного действия, и не требует громоздких радиаторов. Усиливаемый сигнал изначально имеет довольно значительную амплитуду (в данном случае — упомянутые выше 4 В с гаком), так что наводок от источника питания можно не опасаться, поэтому он встроен в корпус усилителя.
За безопасность ваших громкоговорителей отвечает фирменная технология Signal Surveyor: отслеживается выходной сигнал, и если в нем обнаруживается постоянный ток (DC-составляющая) чрезмерно высокой амплитуды, питание усилителя будет отключено. Акустические клеммы разработаны с таким расчетом, чтобы кабель можно было надежно зафиксировать вручную: для тех, кто не надеется на силу своих пальцев, в комплекте предусмотрен специальный ключ.
Прослушивая разнообразные (как по жанру, так и по разрешению) записи с компьютера, подключенного к паре dil22/a102 по интерфейсу USB, эксперты с радостью отметили отзывчивость комплекта. Он с большим воодушевлением передавал тончайшие нюансы музыкального произведения — при условии, что мощник нагружен на громкоговорители чувствительностью не ниже 90 дБ. Наши сверхтугие редакционные колонки он укротить не смог, что естественно: под силу ли, скажем, «Форду-Фиеста» буксировать КамАЗ? Задача Wadia: превратить прослушивание в сокровенный, глубоко личный процесс, напоминающий общение с любимым человеком. Децибелы здесь — далеко не главное, важнее вовлеченность, прямое попадание музыки в душу и сердце. Такая возможность предоставляется в первую очередь обладателю высококлассных наушников (качество телефонного усилителя — превосходное!). Однако и правильно подобранная акустика будет звучать с этим комплектом так, что впечатления окажутся незабываемыми. Тут имеет смысл обзавестись полочниками высокого класса, или чувствительными небольшими напольниками, которые смогут раскрыть весь потенциал этих незаурядных электронных компонентов.
КОММЕНТАРИЙ
До 20 кГц АЧХ мощника нарисована словно по линейке: затем она начинает плавно снижаться, т.е. превращается в кривую. Однако даже на 95 кГц спад составляет всего 1,5 дБ, так что записи высокого разрешения станут воспроизводиться без частотных ограничений. Измеренная мощность равна паспортной (в стереорежиме усилитель выдает порядка 40 Вт/кан.), Сравнительно невысокий коэффициент демпфирования обусловливает выбор чувствительной акустики. К работе ЦАПа нет практически никаких претензий: АЧХ ровная, КНИ мал.
По материалам издания Stereo & Video
текст Вячеслав Саввов