\



Pult_ru.gif


All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 голос)

Представив в 2008 году эталонные акустические системы высшего класса (Reference One) для домашнего сегмента, компания TAD (Technical Audio Devices) сразу стала культовой на рынке High End. Помимо очень хорошего звучания систем, успех компании определяли также многие другие факторы. Например, наконец-то появилась элитная электроника от производителя элитных акустических систем (исторически — профессиональных, студийных, а теперь и домашних), а кто лучше обеспечит сочетаемость колонок с усилителями и источниками, если не производитель того, другого и третьего? Следовательно, налицо системный подход в самом радикальном виде. Аргумент сильный, хотя существует мнение, что у каждого производителя что-то получается лучше, что-то хуже и лишь в редких случаях — все одинаково блестяще. Впрочем, редко — не значит никогда. Да и вообще все истинно ценное на свете — всегда редкость.

 

 

 

Как бы там ни было, далеко не каждому даже весьма состоятельному аудиофилу по карману электроника TAD, поэтому компания решила выпустить несколько более доступную линейку Evolution, в максимально возможной степени сохранив в этих моделях достоинства старших. Так появился на свет USB-ЦАП DA1000.

Два брата — почти близнецы

Нельзя обойти вниманием наличие еще одного устройства серии TAD Evolution — CD/SACD-проигрывателя D1000. Как видим, названия отличаются всего на одну букву. Приобретя довесок «А», объект нашего исследования лишился дискового привода и превратился в отдельный ЦАП, заполучив при этом регулируемый выход, позволяющий исключить из системы предварительный усилитель (если, конечно, нет других источников сигнала). Зато владельцу системы придется обзавестись транспортом, если он не планирует ограничиться компьютером в качестве источника. Усложняется и вопрос с воспроизведением SACD: очень немногие модели таких проигрывателей позволяют выводить цифровой сигнал высокого разрешения (обычно доступен конвертированный в РСМ поток DSD). Есть, конечно, возможность гнать DSD с того же компьютера, но в таком случае надо добывать соответствующий контент...

Еще одно важное отличие DA1000 — выход на наушники, работающий от отдельного встроенного усилителя с регулировкой громкости, независимой от привязанной к линейному выходу. И та и другая могут быть задействованы как кнопками на лицевой панели, так и при помощи ПДУ.

Оригинально организована индикация уровней громкости линейного выхода и выхода на головные телефоны. Вообще-то по умолчанию функция основной громкости блокируется и на выходы поступает аналоговый сигнал максимального уровня, что соответствует цифре 78 (число градаций громкости). Чтобы ее разблокировать, нужно держать кнопку «-» нажатой некоторое время, пока на дисплее не появится цифра 30, а громкость не упадет до умеренного уровня. После этого ее можно регулировать плюсовой и минусовой кнопками «Vol» с передней панели или ПДУ.

Громкость наушников тоже индицируется на дисплее, имеющем три режима: по умолчанию на него выводится округленное до целого значение тактовой частоты входного цифрового сигнала (44, 48, 96 и т. д.), после нажатия на кнопку «Disp» — уровень линейного выхода, а после вторичного нажатия — громкость в наушниках.

Антивибрационная основательность

Хотя в цифроаналоговом преобразователе, лишенном каких-либо движущихся элементов (не считая электронов), вибрациям взяться неоткуда, особенно с учетом безупречно выполненных тороидальных трансформаторов (один для цифровой схемы, другой для аналоговой), стенки корпуса у DA1000 такие же толстые (8 мм), как и у других компонентов серии. Антивибрационная бдительность здесь нисколько не ослаблена: внутренняя компоновка ЦАПа двухэтажная, внизу располагаются более массивные детали, в том числе те же трансформаторы, установленные на бронзовой пластине (низкий центр масс, устойчивость), а этажом выше — все, что легче и миниатюрнее. Это понятно: модели одной серии всегда делаются в едином стиле, к тому же механические колебания теоретически могут проникнуть внутрь аппарата и извне, а также через стойку. Вход вибрациям в столь добротный корпус точно заказан, тем более что он стоит не на четырех, а на трех ножках, которые никак не назовешь хилыми.

Электромагнитные возмущения намного опаснее вибраций. А столь надежный корпус отлично защит внутренние элементы и от них, даже если сверху на DA1000 поставить ноутбук с хорошим музыкальным софтом типа Amarra или Audirvana.

Взгляд сквозь стены

Наверное, не будь у инженеров TAD своих электронных разработок, они не стали бы заниматься созданием таких шикарных и дорогих компонентов. Но, как говорится, noblesse oblige. Не исключено, что решились они на этот шаг после того, как получили рекордный прирост качества тактового генератора, который напрямую определяет уровень джиттера в цифровом потоке, подаваемом на цифроаналоговый преобразователь, после очистки его от входного джиттера (реклокинг). Уровень фазового шума здесь примерно на 50 дБ ниже среднестатистического показателя по индустрии — он получен в программируемом синтезаторе частот (UPCG, или Universal Programmable Clock Generator) с кварцевым генератором, собранным по патентованной схеме. Далее по цифровому тракту все вполне тривиально (по одному сегментному дельта-сигма-чипу TI / Burr-Brown PCM 1794 на канал в дифференциальном включении), но следом снова идет авторская разработка: преобразователь «ток / напряжение» на дискретных элементах. Существует стойкое мнение, что такое решение не в пример лучше использования интегральных операционных усилителей, хотя дискретные схемы в основном имеют топологию операционных усилителей и их температурная стабильность существенно хуже, чем у однокристальных микросхем, так что приходится принимать специальные меры по ее стабилизации. Вместе с тем появляется возможность подбора дискретных транзисторов по параметрам.

Но вернемся еще ненадолго в цифровую часть. Если на DA1000 разместить компьютер Mac, с него в аппарат можно гнать потоки с сумасшедшим разрешением: аж до 32 / 384! И DSD 5,6 МГц в формате DoP («поверх» РСМ). Как обычно, дополнительных драйверов устанавливать не придется. Следует только помнить, что для работы с потоками, имеющими параметры выше 24 / 192, необходима операционная система не ниже Mac OS 10.6. С персоналками PC (Windows Vista, 7 или 8) все несколько скромнее и сложнее: предельный формат для РСМ - 24 / 192, DSD 2,8 МГц. Плюс потребуется специальный драйвер, который предоставляет компания TAD. ЦАП РСМ 1794 предназначен для работы с РСМ, поэтому DSD преобразуется в РСМ размерности 24 / 88,2.

Асинхронный порт USB — двухстандартный (USB 1.0 и USB 2.0). Первый поддерживает сигналы с тактовой частотой до 96 кГц, второй — с более высокими. Соответствующие режимы порта USB переключаются и отображаются на дисплее как U1 и U2.

А вот теперь самое сложное. Как реализована регулировка громкости? Собственно, в этом плане смутило всего одно упоминание, что регулировка «полностью цифровая». Вероятно, подразумевалось цифровое управление уровнем сигнала, которое здесь, несомненно, присутствует и никоим образом испортить сигнал не может, тогда как сам процесс имеет аналоговый характер (обычная аттенюация) и реализован при помощи высококачественного потенциометра либо дискретного многопозиционного делителя (менее вероятно). Либо посредством электронных ключей, интегрированных в специальной микросхеме (такие чипы выпускаются несколькими именитыми производителями). Да простит нас читатель за неосведомленность...

А почему смущает цифровая громкость, всем наверняка известно: реальное разрешение понижается с понижением уровня. Частично это маскируется снижением чувствительности слуха на малых громкостях, но все равно бывает слышно. Некоторые производители утверждают, что данный эффект вылечивается подмешиванием псевдослучайного шума (dithering), но зачем городить огород, в котором неизвестно что вырастет после подобного подмешивания, не лучше ли просто вынести регулировку в аналоговую часть, тем более что никаких жертв с точки зрения удобства управления это не потребует? Скорее всего, именно по такому пути и пошли инженеры TAD.

Снова в кругу семьи

Не прошло и полугода со времени тестирования TAD D1000, как в той же самой системе и на том же материале оценивается DA1000. Благо, его есть с чем сравнить: и с почти близнецом D1000, и с флагманом D600. Для начала мы немного протестировали последний, чтобы установить планку. Исходя из опыта предыдущей сессии, оснований бояться того, что наш нынешний испытуемый прозвучит хуже, не было. А вот удастся ли ему переиграть D1000, который имеет практически ту же электронику? Естественно, под парами стоял и ноутбук Мае с программным плеером Amarra последней версии (уже независимой от iTunes).

И выяснилось, что звучание DA1000 и D1000 было настолько же схоже, как и сами эти аппараты внешне: пока не приглядишься и не прислушаешься, различий не обнаружишь. Как и следовало ожидать, общий его характер остался тем же, сохранились все позитивные признаки. Вследствие целостности фактуры звука возникало стойкое ощущение реальности, а не «нарисованности» происходящего между парой колонок и дальше, вглубь сцены. Спектр самых сложных звуков не расслаивался, не деформировался, и потому шипящие в женском вокале не выстреливали, а нарочитая хрипотца саксофона не вырождалась в искусственный налет, который иногда так и хочется стереть какой-нибудь акустической тряпочкой. Верность тембров (во многом следствие не только ровной частотной характеристики, но и фазовой, если уж говорить о спектре) — важное качество аппаратуры, поскольку при малейшей неточности, несоответствии слышимого эталонной информации, хранящейся в нашей слуховой матрице, мгновенно возникает внутренний протест, концентрирующий внимание на отдельных сомнительных деталях и отвлекающий от наслаждения гармонией. Да, каждый отдельный инструмент звучит немного по-своему, даже если они сделаны на одной фабрике в одно и то же время, и в нашем мозгу не может быть информации обо всех инструментах, музыкантах, оркестрах и концертных залах. Тем не менее мы всегда чувствуем фальшь, и не в смысле легкого отклонения высоты тона, что простительно и (в частности, для струнных инструментов) неизбежно, — а в плане соответствия записанного и воспроизводимого звука его первопричине, то есть соответствия копии оригиналу. Даже если мы никогда этот оригинал не слышали (практически в ста процентах случаев).

Напомним и о других достоинствах TAD, подмеченных еще на прошлой сессии. Такова, в частности, хорошо выстроенная звуковая сцена — она уходит вглубь и не накатывается на слушателя волнами, как морская пена, которая так и норовит залить ноги в черных штиблетах только что прибывшего на курорт и еще не успевшего переодеться важного господина. Дистанция и взаимное уважение — это стиль TAD, и он требует от слушателя ответной предупредительности.

Еще запомнилась «документальность» представления системой TAD музыкальных событий, особенно наиболее масштабных. Симфонический оркестр, например, звучал настолько динамично и свободно, что даже возникала мысль: уж не лучше ли это исполнение, чем наяву? Да, бывает и такое: иной раз, возвращаясь с концерта, спешишь поставить диск с той же симфонией или оперой, чтобы исправить посредственное впечатление. Имея достаточно обширную домашнюю фонотеку и обладая TAD DA1000, можно не бояться ходить на концерты: техника выручит всегда, даже после совсем уж неудачных опытов приобщения к прекрасному.

Наконец, в прошлый раз было отмечено заметное улучшение при переходе с CD на SACD и HD-файлы, что свидетельствует о действительно высоком разрешении системы и ее прозрачности по отношению к воспроизводимому музыкальному материалу. Однако в целом, как выявил эксперимент, разница между D1000 и флагманом D600 в прошлый раз оказалась незначительная и непринципиальная, а тут, по логике, придется втискивать между ними еще и DA1000! Непростая задача... Но пора подводить итог. Откровенно говоря, при слепом сравнении, наверное, не всегда удастся отличить одно от другого. DA1000 звучал чуточку масштабнее, чем D1000, на сложной музыке (тот же оркестр) и немного свободнее, ощущалось чуть больше воздуха между инструментами. В отдельные моменты даже казалось, что он если и не переигрывает D600, то нисколько не отстает от него. На более простых фонограммах различия уловить труднее, разве что басы воспринимались несколько собраннее.

Все эти сравнения производились через предварительный усилитель С600, но в конце он был убран из тракта, ведь у DA1000 есть регулировка громкости, да и тракт тогда укорачивается на целый компонент плюс кабель. Хотя и это не бесспорный плюс: по мнению многих, предварительный усилитель как бы освежает сигнал, вдыхает в него новую силу и динамику и служит преградой на пути остатков цифрового мусора, прорвавшегося сквозь восстанавливающий фильтр ЦАПа или цифрового проигрывателя. Логика, конечно, сомнительная, скорее, в отдельных предусилителях бывают более добросовестно реализованы регулировка громкости и питание, поскольку отсутствует дефицит схемотехнического пространства. Но все же если нет потребности в сложной коммутации, то предусилитель вряд ли нужен — при условии, что его функции, делегированные ЦАПу, реализованы не по остаточному принципу, а как подобает. Однако уж что-что, а халтура совсем не вяжется с таким именем, как TAD!


Без предусилителя, как и следовало ожидать, музыка не умерла и даже ничуть не померкла, а местами стала подаваться даже живее, искристее, контрастнее. Но различия эти были столь малого порядка (а на отдельных фонограммах и вовсе отсутствовали), что совершенно не хочется обижать замечательный предусилитель С600, в обществе которого мы с удовольствием прослушали так много музыки. То же касается и «лишнего» межблочного кабеля. Так или иначе, встроенный в DA1000 регулятор громкости доказал полную свою состоятельность.

Вывод

Если в системе не предусмотрены сторонние источники, то при наличии внешнего CD-транспорта DA1000 действительно будет предпочтительнее, чем D1000, поскольку позволит укоротить тракт на лишний метр кабеля и на стоимость предварительного усилителя и при этом хоть и немного, но выиграть в качестве звучания. Правда, при условии, что вы еще не успели обзавестись коллекцией SACD-дисков.

Контрольный тракт

Предварительный усилитель TAD С600
Усилители мощности (моно) TAD М600
Акустические системы TAD R1
Межблочные кабели Nordost Odin OD XLR
Акустические кабели Nordost Odin OD
Цифровые кабели Nordost Odin Supreme Reference, Heimdall 2
Сетевые кабели Nordost Odin ODPWR
Сетевой регенератор PrePower PP3000

Тестовый материал

Dee Dee Bridgewater. «This Is New» (CD, Verve / DDB Production, 440 016 884-2)
Oregon «Beyond Words» (CD, Chesky Records, JD 130DDD)
Oregon «Beyond Words» (SACD, Chesky Records, SACD252)
«Duke Ellington Meets Coleman Hawkins» (CD, Impulse!, IMPD-162)
«Duke Ellington Meets Coleman Hawkins» (SACD, Impulse!, AS-26)
Big Joe Maher. «Mojo» (CD, Wilde hild! /Mapleshade, MS 02352)
Carroll Kidd. «А Place In My Heart» (CD, Linn Records, AKD 146)
Patricia Barber. «Modern Cool» (CD, Premonition / Koch Records, KOC-CD-5740)
Bach. «Sonatas & Partitas for Solo Violin / Henryk Szeryng» (CD, Deutsche Grammophon, 437 366-2)


Артур ФРУНДЖЯН
По материалам издания АудиоМагазин
 

Тэги: TAD DA1000

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить