Откуда только не приходит новая техника в сектор домашнего аудио. Иногда на этот рынок обращают внимание производители профессиональной студийной аппаратуры, но случаются и другие «межклассовые браки», например, с участием компьютерно ориентированных фирм. Объект нашего внимания сегодня — южнокорейская компания SOtM (Soul of the Music), которая создавалась на стыке областей интересов, как производитель Hi-Fi- и PC-Fi-аудиотехники. В ее ассортименте есть музыкальные серверы, ЦАПы, усилители для наушников, работающие в паре со звуковой картой, собственно звуковые карты, фильтры, цифровые преобразователи сигнала с USB и другие устройства.
Аккумуляторы и напряжение
Сегодня нам досталась довольно необычная парочка аппаратов из не слишком типичной для аудио страны — Южной Кореи. Два модуля в одинаковых серебристых корпусах представляют собой ЦАП с USB и встроенным предварительным усилителем на батарейном питании и линейный блок питания постоянного тока для подзарядки батарей. Компьютерная направленность фирмы выражается в том, что ЦАП sDP-1000 имеет наибольшее формальное преимущество в разрешении и форматах транслируемых данных при USB-подключении. Порт USB 2.0, работающий в асинхронном режиме, способен принимать цифровой поток с максимальным разрешением 32 бит / 192 кГц в форматах РСМ или DSD (напрямую, без преобразования в РСМ). Разрешение же на стандартных цифровых входах ограничено 24 бит / 192 кГц. Перед обработкой сигнала его разрядность в любом случае повышается до 32 бит (внутреннее рабочее разрешение ЦАПа), также доступен переключаемый кратный апсемплинг (увеличение частоты дискретизации). Производитель заявляет о применении нового высокоточного тактового генератора, полностью балансной схемы, включая электронный регулятор громкости, отсутствии конденсаторов в аналоговой части и минимальном взаимопроникновении каналов. Что касается регулятора, то для него выбрано вполне грамотное решение — он аналоговый, но с цифровым управлением. Шкала громкости меняется от -75 до +10 дБ с шагом в половину единицы.
Цифровые коаксиальные входы имеют трансформаторную развязку. Фирменная фишка — батарейное питание — реализована у SOtM sDP-1000 с помощью двух подзаряжаемых аккумуляторов, встроенных в задний отсек корпуса. Они работают попеременно: пока один снабжает энергией все схемы аппарата, второй заряжается от сети через прилагаемый адаптер или внешний линейный блок питания; переключение на зарядившийся аккумулятор происходит автоматически, статус обеих батарей (полностью заряжено, наполовину заряжено, разряжено) отображается на информационном дисплее прибора. Любопытно, что фирма не стала останавливаться на схеме «батареи — компактный сетевой адаптер», встречающейся и у некоторых других производителей (а среди самодельщиков, собирающих устройства с желаемыми характеристиками, это и вовсе весьма популярный вариант для ЦАПа или фонокорректора). Инженеры SOtM предложили также внешнее решение для линейного блока питания, доступное как апгрейд, — прибор с индексом sPS-1000. Его цена составляет почти 40 процентов от стоимости sDP-1000, что ощутимо, ведь тот весьма адекватно работает и от комплектного адаптера. С другой стороны, sPS-1000 не только улучшает музыкальные качества ЦАПа (об этом ниже), но и может быть полезен во многих иных случаях, особенно если у вас уже скопилась коллекция компьютерно ориентированных устройств, нуждающихся в источнике постоянного тока (усилитель для наушников, работающий от звуковой карты, «улучшайзеры» типа цифровых преобразователей сигнала с порта USB на обычный цифровой вход и пр.). Учитывая специализацию компании SOtM и наличие всего перечисленного в ее каталоге, появление в нем внешнего линейного блока питания с переключаемыми диапазонами выходного постоянного напряжения совсем неудивительно. SOtM sPS-1000 сделан весьма тщательно и с вниманием к важным деталям, в нем вообще не используются цифровые схемы, что обеспечивает на выходе отсутствие паразитного высокочастотного шума.
Аппарат снабжен встроенным фильтром на входе для устранения шумовых наводок от сети переменного тока и фильтрами, минимизирующими шумы самой схемы выпрямления. Основу sPS-1000 составляет массивный тороидальный трансформатор (в значительной степени определяющий массу блока) с отдельными вторичными обмотками для каждого из трех выходов постоянного напряжения. Есть защита от короткого замыкания, перегрузки по току и перегрева. Упомянутые выходы для разных диапазонов постоянного напряжения с переключаемым вольтажом реализованы в виде разъемов типа jack и четырехпозиционных регуляторов под отвертку рядом с каждым из них. Высокоуровневый выход имеет значения напряжения от 18 до 21 Вольт с дискретным шагом, допустимый максимальный ток составляет 4 Ампера. Предназначен этот выход для питания достаточно требовательных к мощности и току устройств наподобие фирменного цифрового медиаплеера sMS-1000 или аналогичного аппарата сторонних фирм, а также для маломощных компьютеров.
Среднеуровневый выход поддерживает диапазон дискретных напряжений 9—12 Вольт и максимальный ток 2 Ампера; он соответствует запросам по питанию со стороны большинства стандартной аудиотехники с умеренным потреблением мощности, включая ЦАПы, фонокорректоры и некоторые предварительные усилители. Наконец, низкоуровневый выход с напряжением 5—7 Вольт и максимальным током 1 Ампер служит для компактных маломощных аудиоустройств наподобие усилителей для наушников и пр., а также для моделей, питающихся от порта USB.
В принципе SOtM sPS-1000 можно использовать для питания самого разного компьютерного и аудиооборудования, от Wi-Fi-роутера до фонокорректора; главное — следить за требуемым постоянным напряжением на входе подключаемого аппарата. По инструкции SOtM sDP-1000 должен быть подсоединен ко входу 2 (среднеуровневому) с установкой постоянного напряжения 9 Вольт — это стандартная опция для многих аппаратов.
Поскольку ЦАП SOtM sDP-1000 имеет батарейное питание, у него нет гнезда сети. К маленькому 9-вольтовому адаптеру, входящему в комплект, или к линейному блоку питания SOtM sPS-1000 он подключается коротким кабелем в гибком экране фирмы Neotech с разделкой джеком. Кабели, изготовленные по технологии UPOCC (Ultra Pure Ohno Continuous Casting — «ультрачистое литье Оно», по имени профессора Ацуми Оно) допускают изготовление проводника из меди или серебра и дают монокристаллическую жилу со степенью очистки 6N. Длина комплектного медного кабеля — 30 см. В качестве опций на заказ доступны варианты длиной 50 и 100 см, а проводник может быть выполнен из серебра.
ЦАП SOtM sDP-1000 оснащен разнообразным набором аналоговых и цифровых входов, включая пару цифровых коаксиальных, один на разъеме RCA и один - на BNC, цифровой балансный AES/EBU, оптический порт и компьютерный USB, а также крохотный ползунок рядом с последним, под названием Audio DFU. При чтении инструкции выяснилось, что этот маленький переключатель служит для разделения режимов приема данных при воспроизведении музыки и перепрошивки (самая актуальная версия доступна для скачивания на сайте SOtM бесплатно). Все балансные разъемы — качественные Neutrik, небалансные — одинаковые, не очень длинные и тесновато придвинутые друг к другу, но все же неплохие и прочно установленные. Коммутационный арсенал в целом производит положительное впечатление.
Оба блока имеют приятный элегантный дизайн в вечно актуальных серебристо-серых тонах благородного алюминия. Стильности им добавляют закругленные края, вертикальные пропилы на боковых стенках для визуального облегчения конструкции и верхние крышки на потайных винтах, установленные на корпус с 3-миллиметровым зазором. Этот зазор вкупе с прорезями на днище обеспечивает естественную вентиляцию компонентов.
Из индикации на фасаде SOtM sPS-1000 имеет только выглядывающий из прорези под крышкой зеленый светодиод рабочего режима, a SOtM sDP-1000 оснащен OLED-дисплеем с крупными светло-фиолетовыми символами, шкалой громкости и значками статуса батарей. В правой части лицевой панели ЦАПа располагается управляющий крест из четырех клавиш. Пульт ДУ представляет собой цельноалюминиевый брусок, сделанный в одном стиле с передней панелью корпуса — с овальными металлическими кнопками, практически не выступающими над поверхностью, и неярким шрифтом подписей.
Заряженность на лирику
В части теста, связанной с проверкой работы аппарата в паре с обычным транспортом оптических дисков, мы использовали балансное цифровое соединение с лабораторным проигрывателем CD Bryston BCD-1. Регулятор громкости на SOtM sDP-1000 был выставлен в позицию 0 дБ (наши измерения подтверждают, что этот случай отвечает коэффициенту усиления 1:1 и стандартным уровнем 2 Вольта на линейном выходе). Соответственно, был задействован один из линейных входов интегрированного усилителя Bryston В100 SST2, а не режим Direct в обход блока предусилителя. С любого из обычных цифровых входов (оптического, коаксиального, балансного) в ЦАПе по умолчанию включается двухкратное увеличение частоты семплирования (sx2). Кстати, это значение можно изменить только при помощи пульта ДУ, а не с передней панели аппарата; доступны опции вообще без передискретизации входящего сигнала, а также с двух- и четырехкратной передискретизацией. На мой слух, значение по умолчанию (для записей в стандартном разрешении 16 бит / 44,1 кГц) оптимально и обеспечивает наиболее естественную подачу музыкального материала, поэтому в ходе теста было решено остановиться на нем.
Звучание пары компонентов SOtM sDP-1000 / sPS-1000 можно охарактеризовать как цельное, выразительное и лиричное, лишенное нарочитости или специально подсвеченных тембров, эмоционально уравновешенное и фактурное без выпячивания. Сразу обращают на себя внимание просто удивительная в данном ценовом сегменте информативность и проработанность нижнего регистра и среднечастотного диапазона. В качестве критики отмечу несколько худшее разрешение и сбалансированность ВЧ. Несмотря на это (и благодаря очень хорошо оформленной середине), в звуке достаточно воздуха, но нет его лишней накачки, как и искусственной голографичности и прочих спецэффектов. Эмоционально спокойные и умеренные записи парочка преподносит весьма натуралистично, оставляя ощущение в разы более дорогого звука. SOtM sDP-1000 прекрасно прорисовывает сцену, позиции инструментов, планы и панораму. Он безумно любит голос, который практически во всех жанрах остается предельно выразительным музыкальным «инструментом», что особенно усугубляется при воспроизведении любого популярного материала. Безупречен общий музыкальный баланс: музыка исполняется как единое целое, с должной живостью и эмоциональностью.
Полный восторг от разнообразных популярных записей, от вокальных до мягкого и более жесткого рока и даже металла, несколько уменьшился при прослушивании плотной оркестровой музыки и острых драматичных фрагментов. Небольшой дефицит микродинамики привел к чуть сглаженной подаче блестящего барочного материала и некоторому нивелированию индивидуальных манер вокалистов (например, в перекличке барочных теноров или дуэте сопрано и контратенора). В масштабной оркестровой классике корейская пара продемонстрировала умеренно широкое дыхание, адекватное развитие мелодической линии и хорошие кульминации, но лиризм в подаче неизменно доминировал над драматизмом, что иногда было уместно, как в выбранном отрывке из «Антара», а иногда, как у Вагнера, шло несколько вразрез с замыслом произведения.
Напоследок — пара слов о необходимости потратить чуть менее половины стоимости SOtM sDP-1000 на внешний блок питания SOtM sPS-1000. В ходе теста при отключении линейного блока питания и использовании штатного адаптера звучание показалось мне несколько менее интересным, лишенным замечательно собранного баса, который так поразил изначально.
Вывод
Очень оригинальные и перспективные аппараты, оптимально функционирующие именно в паре. Звучание SOtM sDP-1000 характеризуется как сбалансированное, цельное и выразительное, с правильным градусом открытости, ненавязчивое и совершенно лишенное резкости. Некоторое скругление ВЧ и дефицит остроты являются неизбежной обратной стороной красивой медали. Комплект тяготеет к более спокойной лиричной музыке и несколько менее убедителен в драматичной, при воспроизведении записей от большого оркестра до металла. По части тембральной насыщенности или темпоритмической корректности к нему нет ни единой претензии. Если характер владельца этой пары аппаратов совпадет с их подачей, возникнет полная синергия и удовольствие.
Измерения
SOtM sDP-1000 готов проявить гибкость при согласовании с другими компонентами. Во-первых, из-за развитых коммутационных возможностей, во-вторых, благодаря отличным техническим параметрам. Устройству можно доверить функции предварительного усилителя с широким диапазоном усиления до 4,7 В. Выходное сопротивление низкое (50 Ом). Неравномерность в полосе звуковых частот при работе с аналогового входа — всего 0,04 дБ, полоса пропускания — до 100 кГц (рис. 1). При использовании цифровых входов показатели несколько скромнее: неравномерность АЧХ равна 0,58 дБ, а спад характеристики на частоте 39 кГц достигает -3 дБ (рис. 1, оранжевая кривая). Спектры тестовых сигналов минимально окрашены продуктами нелинейных (рис. 2, для 1 кГц) и интермодуляционных (рис. 3, для комбинации 19 + 20 кГц) искажений. Численные значения этих коэффициентов составляют соответственно 0,004% и и 0,005%.
Контрольный тракт
CD-проигрыватель Bryston BCD-1
Цифро-аналоговый преобразователь Chord QBD76HDSD
Интегрированный усилитель Bryston В100 SST2
Акустические системы PMC ОВИ
Коммутация кабелями Analysis Plus Solo Crystal Oval
Тестовый материал
G. P. Telemann. «Concertos for Woodwind Instruments». Camerata Koln (DHM, 05472 77367-2)
Baroque Music for Brass and Organ». Empire Brass Quintet with W. Kuhlman (Telarc, 80614)
N. A. Rimsky-Korsakov. Symphony № 2 «Antar». Gothenburg Symphony Orchestra, Neeme Jarvi (DG, 423 605-2)
Emil Gilels Plays Scarlatti, Debussy, Prokofiev» (Ermitage, ERM163-2)
R. Wagner. «Tannhauser: Overture». Wiener Singverein, Sir Georg Solti (Decca, 460 510-2)
Stan Getz. «А Life In Jazz: A Musical Biography» (Verve Rec., 535 119-2)
Tracy Chapman. « Crossroads» (Electra, 7559-60888-2)
Dead Can Dance. «Into The Labyrinth» (4AD, DAD 3013)
Pink Floyd. «IsThere Anybody Out There?», Live LE (EMI, 7243 5 23562 2 5)
Автор Мария САВИНА
По материалам издания АудиоМагазин