Любой, кто интересуется ЦАПами, наверняка слышал о первой модели Metrum Octave, выпущенной в 2011 году. Этот ЦАП из 2 блоков без передискретизации оказал большое влияние на рынок. Теперь компания Metrum Acoustics выпустила Octave mkII, оставив практически то же ядро, что и у прообраза. В новом ЦАПе использованы всё те же 4 промышленных чипа на канал, чье происхождение держится в строжайшим секрете.
По-прежнему присутствует прямое подключение к RCA выходам, и нет операционных усилителей, способных как-то исказить звук. Из входных портов имеются коаксиальный S/PDIF и оптический, и, что примечательно, появилась возможность добавления USB порта на базе USB→I2S модуля M2Tech. Поскольку в последнее время я много слушаю цифровую музыку с компьютера, появление USB порта для меня очень важно, так как избавляет от необходимости во внешнем конвертере USB→S/PDIF. Octave mkII с USB модулем стоит $1430, без USB – 1300$. Передняя панель доступна в серебристом и черном вариантах.
ЦАП Metrum Octave
В линейке устройств Metrum также присутствуют более дешевый Quad и HEX стоимостью в 2,5 раза выше Octave. Количество чипов в них соответствует названию (Quad – четыре, Hex – шестнадцать). В Octave mkII используется ряд модификаций, разработанных для HEX. Одной из них стал функционал USB, но если у HEX порт USB запитан изнутри, то у Octave источником питания служит USB шина компьютера.
Вот что рассказал мне о питании USB платы ее разработчик Cees Ruijtenberg: «Здесь мы использовали сырое питание от гнезда USB, чтобы создать новый и очень чистый источник напряжения. Справа от USB платы расположены 4 конденсатора, являющиеся частью большого фильтра. Он работает как фильтр низких частот и имеет -3 дБ на 15 Гц и -80 дБ на 10 кГц. Оттуда генерируется новое напряжение цепью стабилизатора на нижней поверхности платы USB, который и подает на нее чистое напряжение. Если посмотреть на уровень шумов, результат будет практически тот же, что и у Hex. Эта часть электронной схемы по-прежнему изолирована от ЦАПа, так что любое электрическое соединение отсутствует. Чтобы получить данные с USB платы, они посылаются на высокоскоростные оптроны (50 МГц), используемые в системах передачи данных. Такой подход обеспечивает полную гальваническую изоляцию и чистый поток цифровых данных».
Помимо описанных выше изменений в новом Octave блок питания ЦАПа располагается в том же самом корпусе, так что теперь устройство состоит из одного компонента. Новый mkII также оснащен поддержкой 192 кГц на S/PDIF и USB входах. Наконец, последнее нововведение – это увеличение размера входного буфера, что должно уменьшить различия в звучании между разными типами цифрового транспорта.
Отсутствие передискретизации, безусловно, интересный момент, но как насчет звука?
Написание рецензий на ЦАПы порой оказывается непростым делом, так как сходств в звучании большинства моделей больше, чем различий, поэтому могут потребоваться усилия и время, чтобы добраться до их уникальных особенностей. Что же касается Metrum Octave mkII, здесь мы имеем ЦАП с целым набором характеристик, выделяющихся на фоне большинства моделей. Мое первое впечатление: это ЦАП с очень чистым вокалом, огромным пространством вокруг инструментов и великолепным выделением звуков в звуковой сцене. Как мне сказали, мой экземпляр проработал всего несколько часов до того, как попасть ко мне. Поскольку NOS ЦАПы Metrum известны тем, что требуют значительного прогрева, я в течение нескольких дней нагружал его работой. Спустя некоторое время я заметил, что звук сглаживается, хотя он никогда и не был грубым. В середине процесса прогрева была замечена некоторая скудность на средних частотах, которая позже исчезла.
Устойчивая поверхность
Потребовалось какое-то время, чтобы подметить эту особенность, и я очень рад, что заметил ее. Так как мой компьютер, где установлен Jplay, стоит на деревянной полке, а наилучший звук, по моим наблюдениям, достигается с короткими USB кабелями, я просто поставил Octave на полку рядом с компьютером. Сравнивая Octave с другим ЦАПом, я заметил небольшую раздутость басов. Гмм… какой стыд, подумал я. Потом я решил попробовать другие межкомпонентные кабели, которые оказались не очень гибкими, так что пришлось передвигать и компьютер, и ЦАП. Так ЦАП оказался у меня на полу. Басы тут же подтянулись и стали очень текстурированными. Я вовсе не призываю вас ставить свой ЦАП на пол, просто установите его в приличную Hi-Fi стойку.
Время для серьезного прослушивания
После того, как Octave mkII хорошо прогрелся, я слушал много разной музыки и делал себе пометки для обзора. Вот некоторые мысли, возникшие у меня в процессе прослушиваний. Моя система состоит из компьютера с приложением Jplay, двух виниловых проигрывателей (Garrard 301 и Trans-Fi Salvation), предусилителя AVC-1 от Джона Чэпмена, нескольких усилителей: 300B SE, усилителей класса T / чип-усилителей и полупроводниковых усилителей Valvet Er1 SE, подключенных к колонкам Open Baffle (гибридные Bastanis / Trans-Fi). Применяется DSP коррекция басов с двумя 15-дюймовыми бас-драйверами на канал, работающими от усилителя XTZ. Вот какими были мои впечатления от прослушивания некоторых треков на системе из 2 компьютеров (основного и стримера) с приложением Jplay.
Jennifer Warnes, Famous Blue Raincoat, "Bird on a Wire". Некоторые NOS ЦАПы не справляются с предельными частотами, и на этой композиции любые дефекты стали бы очевидны. Как оказалось, у Octave mkII вокальный фокус и удар басов лучше, чем то, к чему я привык. Верхи хорошо сбалансированы и приятны, без излишнего блеска. Создается более сильное, чем обычно, ощущение присутствия инструментов и голосов, вокруг них больше пространства, и они имеют прекрасную глубину.
Mary Chapin Carpenter, Hometown Girl, "Hometown Girl". Как я заметил, этот ЦАП не выделяет чрезмерно передний фронт импульса, и затухания хорошо воспроизводятся. Музыка льется выразительным потоком, но без агрессивного форсирования. Когда ритм нагнетается, ЦАП звучит громче, но только когда того требует музыка.
George Martin, In my Life, "Golden Slumbers", Phil Collins. В середине этой композиции есть потрясающие барабаны, которые на Octave звучат просто оглушительно.
Genesis, Live, "Watcher of the Skies". Мощь и пространство. Трек звучит лучше, чем должен был бы.
Who, Who's Next, "Behind Blue Eyes". Вокальный фокус был великолепен, и, если честно, сделать его еще лучше трудно. На Octave стальные струны гавайской гитары звучат как стальные, а вокруг инструментов образуется огромное пространство. Глубина на Octave определенно больше, чем на большинстве ЦАПов, что у меня были.
Rolling Stones, Forty Licks, "Brown Sugar". Это не самая лучшая запись, но Octave заставляет ее дышать, создается ощущение почти как при живом выступлении.
Rolling Stones, Forty Licks, "She's like a Rainbow", "Paint it Black" и "Satisfaction". Это всё классические старые записи, но тем лучше. Они звучали просто превосходно, чувствовалась огромная энергия и атмосфера. Здесь вряд ли можно говорить о точности звучания, характерной для многих современных композиций, но эта старомодная манера произвела очень благоприятное впечатление. Животрепещуще.
Ben Harper, Welcome to the Cruel World, "Whipping Boy". Это очень хорошая запись, но есть трудности с передачей текстуры деталей на нижних частотах. С этим ЦАПом подобных проблем не возникало. Хорошо различимы и барабаны, и бас гитара и, что важно, слышно их взаимодействие друг с другом. Потрясающий демо трек.
Sonny Rollins, Saxophone Colossus, "Moritat". Саксофон Сонни приобретает чудесную тональность и реалистичность. И добавьте к этому качество контрабаса… Обожаю!
Diana Krall, Girl in the Other Room, "Love Me Like a Man". Вау… Голос Дайаны, контрабас, рояль и барабаны – просто божественно. Я часто слушаю эту вещь на пластинке и раньше даже близко не слышал, чтобы она звучала столь хорошо. И это в сравнении с проигрывателем Garrard 301 и картриджем London Reference.
Чтобы протестировать коаксиальный S/PDIF вход, я взял плееры OPPO BDP-103 и BDP-105 для проигрывания CD-рипов. OPPO с их встроенными ЦАПами создавали более выдвинутое представление, чем Octave, и более агрессивное. Эта особенность частично сохранилась при подключении Octave в качестве ЦАПа, так что транспорт OPPO добавляет свой призвук к музыке. Вход S/PDIF на Octave работает так, как и ожидалось, а более напористый характер от включения OPPO мне не по душе. С тем набором входных портов, что есть у Octave (коаксиальный, оптический, USB), можно легко подобрать наиболее предпочтительный транспорт.
Заключение
Средний диапазон у Octave mkII очень просторный и естественный, реалистичность особенно сильна за счет глубины образов и впечатляющей тональности. Трактовка записей с обилием свистящих и шипящих звуков одна из лучших, что мне доводилось слышать. Необходимо устанавливать Octave mkII в подходящую для него стойку, если хотите, чтобы он звучал близко к своему максимуму. При должной установке басы звучат великолепно. Я обнаружил, что басы и ритм притягивают меня сильнее, чем обычно. Ритм задается музыкой и в зависимости от ее характера может быть очень заразительным, заставляя меня пританцовывать. Басы не доминируют, но Octave чуть заметно подчеркивает их. Можно ли назвать этот ЦАП на 100% нейтральным? Вероятно, нет, но немногие из моих знакомых стали бы на это жаловаться, большинству он понравится.
Даже без оптимизации схемы питания звучание Octave очень натурально. Он сливается со звуком моих проигрывателей, а от меня это весомый комплимент. Характер звучания вовсе не вызывающий. Он говорит на языке сердца, а не головы. В некоторых отношениях средние частоты Octave mkII напоминают мне небалансные усилители, которые особенно четко передают голоса и такие инструменты, как саксофон.
Не может быть никаких сомнений в том, что Metrum Octave mkII – великолепный ЦАП в любом отношении. Он подойдет тем, кто скорее отдает предпочтение натуральному и реалистичному представлению, чем сверханалитическому звуку.
По материалам издания Еnjoythemusic.com
Автор: Clive Meakins