Компания Arcam пришла на рынок портативных ЦАПов для наушников раньше других и, отдадим её должное, почивать на чемпионских лаврах не стала. Перед нами очередное подтверждение этому. rPAC является внушительным продуктом за свою цену.
В нём всё прекрасно: и дизайн, и упаковка, и конструкция. На его фоне другие ЦАПы выглядят так, будто их делали радиолюбители; в этом же аппарате есть "шик". К тому же, это детище от Arcam - один из двух по-настоящему портативных устройств в своём классе: помимо rPac, миниатюрным можно назвать и Cambridge Audio DacMagic XS - но rPac получает небольшой "минус в репутацию" за то, что он, всё же, чуточку тяжелее и увесистее своего конкурента. В эксплуатации Arcam rPAC прост до безобразия. Ещё бы - ведь у него аж две кнопки (регулировка громкости - вверх и вниз).
Данному ЦАПу не требуются специальные драйверы для подключения по USB к компьютеру (PC), а потому он, увы, не способен воспроизводить файлы больше чем 96 кГц. Независимо от битрейта сигнала, светодиод, расположенный в центре, меняет свой цвет с красного на зелёный, когда ЦАП "захватывает" сигнал поддерживаемого им формата. Внутри толстого алюминиевого корпуса находится цифро-аналоговый преобразователь Texas Instruments PCM5102. Там же можно разглядеть резиновый мат, предохраняющий внутренности от сотрясений. На задней панели имеются выходные стереоразъёмы RCA, а на передней - 3,5 миллиметровый выходной миниразъём на наушники. Что касается электропитания, то, как и у других "безаккумуляторных" ЦАПах, оно поступает через провод/шину USB.
КЛАССИЧЕСКИЙ ARCAM
Учитывая скромную цену, rPAC - это фантастическое устройство. Безо всяких сомнений, оно способно улучшить качество звука встроенной звуковой системы даже самого дорогого ноутбука. Слушать любую музыку через rPAC - одно удовольствие. В ней появляются детали, нюансы и глубина - но при этом Arcam не вываливает всё это на Ваши уши разом. Нет, вместо этого, он буквально заманивает Вас в музыку, не утомляя при этом её излишними подробностями.
В небольшой нише на задней панели аккуратного корпуса Arcam rPAC находится разъём USB типа B, а рядом - выходные стерео разъёмы RCA (rPAC комплектуется простым кабелем RCA).
Своим красивым дизайном Arcam и видимым наличием всего лишь 3,5-мм выхода на наушники и двух кнопок увеличения и уменьшения громкости демонстрирует, что подчас "меньше" значит "лучше".
Например, на треке Jon и Vangelis все составляющие музыкального полотна звучали раздельно, что дало подробную прорисовку звуковой сцены - были слышны все её элементы, и при этом они не стремились поглотить друг друга. И хотя Arcam звучал, пожалуй, не столь увлекательно, как, скажем, Cambridge Audio, он, всё же, предложил чуть более детальную и широкую звуковую панораму.
С точки зрения тональности, rPAC - это "классический Arcam", т.е. яркий и бодрый звук, который, тем не менее, при этом абсолютно не раздражает и не утомляет. Искрящиеся ВЧ придали больше реалистичности композиции Айзека Хейза "Bumpy's Lament" - эта запись прозвучала роскошно и атмосферно, с мощным басом и взмывающими ввысь струнами, отдающими очаровательным блеском. По лёгкости, яркости и напору звука rPAC сравним лишь с более дорогим Fostex, но rPAC менее назойлив и агрессивен при этом - а потому слушать его приятнее. Особенно очевидным это стало на подвергшейся сильной эквализации и компрессии композиции Дэвида Боуи. Но и эту запись Arcam сумел всё же воспроизвести, не утомив ею слушателя - и даже доставив ему удовольствие и от такой, не слишком удачно записанной музыки.
Трек "Snowflake" Кейт Буш показал, что Arcam не смог передать все оттенки и глубину текстуры вокала или инструментов - но большинству других ЦАПов эта композиция оказалась также не по зубам (за исключением ADL и CEntrance). Тем не менее, даже с учётом сказанного, мне понравилось, как rPAC отыграл этот трек!
Качество звука: 75%
ОТЧЁТ ЛАБОРАТОРИИ HI-FI NEWS
Технические характеристики выхода на наушники у rPAC чуть хуже, чем у его выходных разъёмов RCA. Например, на RCA максимальное выходное напряжение составляет 2,15 V, средневзвешенное соотношение сигнал/шум - 106 dB, а на выходе на наушники (без нагрузки) - 1,67 V и 94 dB, соответственно. Искажения также выше на выходе на наушники и составляют 0,04% на верхнем участке (последние 30 dB) динамического диапазона. Уровень искажений растёт по мере уменьшения нагрузки (сопротивления наушников) с 0,04-0,31% (без нагрузки) до 0,41-0,62% (10 mW на 25 ohm) на участке от 20 Hz до 20 kHz (см. график). Согласно данным Arcam, мощность выхода на наушники у rPAC составляет 138 mW (не указано при какой нагрузке), но при полноценной цифровой громкости на входе мощность на выходе составила 88 mw с искажениями 3% на 25 ohm. Клиппинг происходит на 75 mW на 25 ohm (0,5% THD). На графике АЧХ виден небольшой спад в области баса (-0,2dB / 20 Hz), а на верхних частотах АЧХ простирается до 0,1 dB/20kHz и -0,4 dB / 40 kHz. Ровная характеристика практически гарантируется при низком сопротивлении источника (1 ohm). Разделение каналов почти не зависит от частоты и составляет всего лишь 63 dB на участке от 20 Hz до 20 kHz.
Макс.выходная мощность (при 1% THD на 47 kohm): 1,67 V
Макс.выходная мощность (при 1% THD на 25 ohm): 75 mW
Сопротивление на выходе: (20 Hz - 20 kHz): 0,96 - 4,0 ohm
Средневзвешенное соотношение сигнал/шум (0 dBFs): 94,3 dB
Искажения (20 Hz - 20 kHz, на 10 mW) 0,41 - 0,62%
АЧХ (20 Hz - 20 kHz / 40 kHz): от - 0,2 до -0,1 / -0,4 dB
Разделение каналов (20 Hz - 20 kHz): 62 dB - 63 dB
Цифровой джиттер (без нагрузки / с нагрузкой 25 ohm): 98 psec / 85 psec
Габариты (ширина х высота х длина): 110 x 25 x 62 mm
ВВЕРХУ: Зависимость искажений от частоты на участке от 20 Hz до 20 kHz (красный сплошной - 1 V без нагрузки; красный затенённый - 10 mW на нагрузке 25 ohm)
USB-ЦАП/усилитель для наушников с питанием по шине USB
Производитель: A&R Cambridge Ltd, Cambs
Поставщик: Arcam
Веб-сайт: www.arcam.co.uk
Цена: £150
По материалам издания Hi-Fi News