Внешние ЦАПы выпускаются давно, однако по-настоящему востребованными они стали лишь в последние годы. Вырос спрос на недорогие конверторы, предназначенные для совместной работы с компьютерами по USB. И хотя большинство из них оснащены и другими цифровыми интерфейсами, они всё равно являются, по сути, специализированными устройствами — своеобразными посредниками между вычислительной техникой и Hi-Fi-аппаратурой.
На первый взгляд, чтобы добавить к внешнему ЦАПу интерфейс USB, не требуется обладать сокровенными знаниями: выпускаются предназначенные для этого микросхемы, да и с написанием программных драйверов особых проблем не возникает. На самом деле всё несколько сложнее. Консервативно настроенные аудиофилы, до сих пор не признающие компьютеры в роли серьёзных цифровых транспортов, имеют на это определённые основания. Главная беда — низкие точность и стабильность тактовых генераторов, устанавливаемых на материнские платы. Вдобавок их частота не совпадает с частотой сэмплирования музыкального материала. Отнюдь не благоприятна и сама среда — зашумлённая и способствующая джиттеру. Технологические решения, применяемые в ЦАПах высокого класса, позволяют решить все эти проблемы и получить в итоге достойный звук. А вот в бюджетном сегменте достичь этого значительно сложнее. По сути, конвертор, предназначенный для «партнёрства» с компьютером, должен уметь «переваривать» цифровые сигналы низкого качества, что требует специальных технических решений.
Как говорится в фирменном описании вышедшего недавно ЦАПа NAD D 1050, он является «лучшим средством для подключения музыкального компьютера к Hi-Fi-системе». Оптимизм — неотъемлемое профессиональное качество маркетологов, но авторитет NAD всё же позволяет нам надеяться, что в этой фразе есть немалая доля истины.
Выбор дресс-кода
Как это ни странно, но одной из сложностей при создании таких ЦАПов является дизайн. Дело в том, что стилистика компьютерной техники и Hi-Fi-аппаратуры разительно отличается. Если собирать компьютер самому, можно взять специальный корпус, который прекрасно впишется в стойку с Hi-Fi-компонентами, и тогда лучшим выбором будет ЦАП, также соответствующий классическим традициям. Но у большинства пользователей готовые машины, ноутбуки и десктопы, оформленные совершенно иначе. А ЦАП должен быть своеобразным переходником между двумя видами аппаратуры не только технически, но и эстетически, по своей внешности сочетаться и с тем и с другим. И, как мне кажется, разработчику дизайна всей D-серии NAD Дэвиду Фэррэджу (David Farrage) это удалось.
Передняя и верхняя части аппарата выполнены из полупрозрачного глянцевого пластика, через который просвечивают сенсорные кнопки и светодиодные индикаторы (они отображают активный вход и частоты сэмплирования сигнала), боковые панели — из бархатистого пластика soft-touch. Штатное положение аппарата вертикальное, но предусмотрено и горизонтальное — входящие в комплект резиновые ножки приклеиваются самим пользователем, а потому их можно закрепить и на боковой поверхности. Правда, при этом надписи на фронтальной панели завалятся набок, зато обозначения сзади у разъёмов станут горизонтальными. Кстати, коммутация здесь более характерна для солидной Hi-Fi-техники: традиционных цифровых входов, коаксиальных и оптических, тут по паре, а обычные стереофонические выходы на разъёмах RCA дополнены балансными XLR. Поначалу мне показалось, что они диссонируют с дизайном самого ЦАПа, но потом дошло, что для «промежуточного элемента» это совершенно естественно — подчёркнуто модерновый внешний облик и серьёзная начинка.
Блок питания — внешний импульсный. Встроенный увеличил бы габариты и массу устройства и сделал бы его в конечном итоге более дорогим. Ещё одно достоинство внешних адаптеров — простота замены.
Внутренний мир
Пороки компьютера в роли цифрового источника преодолеваются с помощью высокоточного тактового генератора, по которому пересчитываются принимаемые сигналы. Само собой, интерфейс USB работает в асинхронном режиме и поддерживает кодек USB Audio 2.0, что позволяет в итоге передавать потоки с разрешением до 192 кГц.
О чипе конвертора в документации ничего не говорится, известно только, что он построен по Delta/Sigma-архитектуре. Цифровые фильтры активные, обладающие линейной фазовой характеристикой и способностью эффективно подавлять переходные процессы (по-простому «звон»). В обвязке чипа задействованы прецизионные тактовые генераторы, питаемые от отдельных стабилизированных источников постоянного тока — это позволяет свести джиттер к минимуму. Весь цифровой тракт обладает побитовой точностью (bit perfect), и, что особенно существенно, в нём отсутствует преобразование частоты сэмплирования — конвертор работает с тем самым сигналом, что подаётся на вход и отображается индикатором на фронтальной панели.
На протяжении многих лет апсэмплинг в ЦАПах преподносился как достоинство, но на самом деле эта операция была необходима из-за неспособности конверторов хорошо работать на любых частотах, кроме максимальной. Современные чипы с этим прекрасно справляются, и производители стали отказываться от апсэмплинга, который уменьшает степень реализма в музыке.
Следуя идеалу «высокой верности воспроизведения», разработчики отказались от регулятора громкости и сделали аналоговые выходы фиксированными. Мудрое решение, поскольку аттенюаторы, способные бережно обращаться с сигналом, весьма дороги. Уровень корректируется только на входе усилителя для головных телефонов. Увы, разъём — 3,5 мм, поэтому для подключения стационарных наушников придётся использовать переходник. Тем более обидно, что усилитель выполнен на дискретных элементах и, как показал наш тест, обеспечивает весьма достойное качество звука. Замечу попутно, что сигнал на линейных выходах при подключении наушников исчезает.
Линейный выход обладает минимальным сопротивлением, что сказалось на низком уровне наводок, и малой чувствительностью к межблочным кабелям. Чтобы укоротить путь прохождения сигнала, монтаж выполнен на многослойной плате с поверхностным размещением элементов, припой — без свинца и с высоким содержанием серебра. Говорится в документации и о высоком качестве компонентов, но каких именно — не сообщается. Поручительством в данном случае является многолетняя добрая репутация NAD — это выходящим на Hi-Fi-рынок брэндам приходится подробно расписывать всю номенклатуру. Здесь в этом нет необходимости.
Движение по мосту
Уверен, что большинство обладателей D 1050 будут использовать его по USB, поэтому начинаю прослушивание именно с него. Перед этим ставлю на компьютер USB-драйвер.
Первое впечатление: обширная и точно сфокусированная сцена, звуковые образы крупные и скульптурные. Перкуссия с «искрой», хотя у референсного ЦАПа она всё же чуть чище. Да и басы у более дорогого аппарата плотнее и выразительнее.
Разницу между файлами 44,1 кГц и 96 — 192 кГц D 1050 показывает очень хорошо, естественно, в пользу более высокого разрешения и при условии, что сама запись сделана качественно. Переход на оптический, а затем на коаксиальный входы сводит преимущество референсного ЦАПа до едва различимого минимума. Что интересно, у D 1050 не слышно компрессии на оркестровых пьесах, свойственной многим преобразователям этой и даже более высокой ценовой категории, хотя к низам все ещё можно придраться. Вероятнее всего, виноват импульсный блок питания — считаю, есть смысл заменить его более мощным и желательно линейным, что обойдётся, думаю, не так уж и дорого. Но и со штатным адаптером аппарат весьма привлекателен, ведь в конечном итоге успех на рынке зависит не только от качественного потенциала модели (тут он весьма высок), но и от розничной цены. А она здесь правильная.
ПОРАДОВАЛО
Убедительный звук, особенно при работе с файлами 96 и 192 кГц. Достойный усилитель для головных телефонов.
ОГОРЧИЛО
Разъём для наушников 3,5 мм. Нет пульта ДУ.
NAD D 1050
Производитель: NAD Electronics (Великобритания) http://nadelectronics.com http://nadelectronics-russia.ru/
Максимальное разрешение: 24 бита/192 кГц
Соотношение сигнал/шум (А-взвешенное): 115 дБ II THD: с оптического и коаксиального входов <0.0006%, с USB <0,001% II Выходное напряжение (RMS): 2,0 В II Диапазон частот (-0,3 дБ): 20 — 96000 Гц II Выходы: аналог стерео (2 х RCA, 2 х XLR), на наушники (3,5 мм) Входы: USB 2.0, коаксиальный х 2 (2 х RCA), Toslink х 2 II Габариты: 58 х 186 х 208 мм II Масса: 1,0 кг II Цена: 17900 руб.
КОМПОНЕНТЫ
Компьютерный цифровой транспорт с аудиоинтерфейсом Asus Essence ST
Внешний ЦАП PS Audio PerfectWave Mkll ($4000)
Акустические системы Yamaha Soavo-1 ($2000)
Головные телефоны Sennheiser HD 650 ($450) Интегральный усилитель Musical Fidelity A5-INT ($2000)
Кабели межблочные Musical Wire Cadence Signature RCA($1000), акустические Tchernov Cable Classic 1С ($40/м)
Цифровые кабели: Audioquest Cinnamon USB 1,5 м ($76), коаксиальный Furutech FX-Alpha-Ag 1 м ($150), оптический Oehlbach XXL 80 ($71)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. Сборник «Burmeister Reference CD II». FLAC 44,1 кГц/16 бит
2. Beth Hart & Joe Bonamassa, «Don't Explain». FLAC 44,1 кГц/16 бит
3. «Tutti!». Оркестровый сэмплер. FLAC 44,1 кГц/16 бит
4. «McIntosh Spectacular Reference». FLAC 192 кГц/24 бита
5. «David Manley Recordings». FLAC 96 кГц/24 бита.
6. Демосборник «Paul's Picks». FLAC 44,1 кГц/16 бит
По материалам издания Салон Audio Video
Текст: Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Комментарии
Хочу в ближ время сделать музыкальный сервер и с компа слушать музыку в высоком разрешении посредством вывода цифрой на этот ЦАП.
А пока у меня музыкального сервера нет, решил проверить таланты этой коробочки в своей стереосистеме достаточно высокого класса.
Компоненты: СД проигрыватель Musical Fidelity X-RAY (1300 у.е.), Усилитель Musical Fidelity X-A2 (700 у.е.). Акустика напольная Monitor Audio RS6 (1100 у.е).( Акустика прошлой генерации, намного лучше нынешней). Кабели акустические и межблочные соответствуют аппаратуре. Диски только оригинальные фирменные.
К этой стереосистеме шел долго, перебрал много всего разного. Звук устраивает на 90%. Мягкий, очень музыкальный, в меру детальный. От прослушивания не устаешь совершенно. Вокал и живые инструменты звучат очень натурально.
От СД проигрывателя вывел сигнал цифровым оптическим кабелем "Аудиоквест" на оптических вход в NAD D1050. С него соответственно на усилитель. Включил в розетку и дал пол дня погреться..
Интересно было сравнить работу ЦАП проигрывателя 12-ти летней давности и современного NAD.
Впечатления от прослушивания.
Звук сложно описывать словами, так же как и красоту женщины.. Скажу лишь, что мой старенький Musical Fidelity обыграл NAD по всем параметрам.
MF - Объем, мягкость, расслабленность, глубина, гармония.. Слушаешь часами и хочется слушать дальше.. Голос Кассандры настолько глубок и проникновенен, что чувствуешь это всеми фибрами..
NAD - Стерильность, сухость, меньше динамич диапазон, звук плоский, как из какого-то музыкального центра.. Слушаешь пол часа и хочется выключить..
Три дня назад ходил на концерт Бабкина. Живой звук, голос, инструментал, Отличная музыка. Восторг. Пошел купил диск. Слушаю через NAD. Ужас. Слыша КАК это ДОЛЖНО звучать в оригинале - сравнение плачевное. Переключаю на MF - становится все на свои места. Слушать приятнее в разы...
Выводы. 1. Прогресс - сернорные кнопочки, дизайн, функционал и миниатюрность. но НЕ качество звука.
2. Я еще не слушал Флаки хайрезные. Говорят что по качеству звука намного круче формата CD. Через недельки три дособираю сервер, накачаю музыки в Хайрезе и проверю NAD еще раз. Может он и заиграет как надо. Но пока - разочарование..
Я заказал в сервер хорошую музыкальную карту , с коаксиальным цифровым выходом и внутренним ЦАП. Любопытства ради сравню качество воспроизведения через ЦАП встроенный в карту и ЦАП NADа. Если разница будет едва заметна, то сей NAD явно вещица неудачная и денег своих не стоит.
Хотя всякие "Вот Хайфай"и другие журналы написали, что вещь хорошая. Доверяй, но проверяй.
А это как использовалось для теста в этом обзоре? В качестве оптического выхода?
А с какого компонента подавалось на коаксиал. вход?
RSS лента комментариев этой записи