Выпущенные относительно недавно японской компанией Luxman усилитель и ЦАП интересны не только сами по себе, по отдельности, но и как элементы потенциальной системы. В рамках теста я постараюсь описать характер аппаратов по отдельности и изучить на практике, как же их можно использовать совместно.
На фото сверху вниз:
ЦАП Luxman DA-100,
усилитель Luxman М-200,
фонокорректор Luxman Е-200,
и ЦАП Luxman DA-200.
Именно с возможностей и сочетаний я начну изучение вопроса, а потом перейду к оценке полученного в различных сочетаниях звучания. Исходные данные: совсем небольшой, но далеко не простой усилитель мощности М-200. Небольшой — это семь с небольшим килограммов веса и размер чуть меньше, чем у привычных аудиокомпонентов. Точно в таких же по размерам корпусах собраны фонокорректор Е-200, ЦАП DA-200 и отдельный усилитель для наушников Р-200. Младший в линейке ЦАП DA-100 намного меньше — при той же высоте он более чем наполовину меньше по ширине и глубине, да и весит менее 3 кг. Единственное, что огорчило во внешнем исполнении ЦАПа, — отсутствие таких же ножек, как и у прочих компонентов линейки, из-за этого выстроить компоненты в линию не получится. Мелочь, но в отношении компании, которая обычно уделяет внимание даже самым незначительным вещам, это как-то неожиданно.
В остальном же компоненты внешне практически безупречны — ровные линии, выверенные пропорции, удобное и лаконичное управление, ненавязчивая индикация и качественное исполнение всех внешних деталей, нет ни одной пластиковой расхлябанной кнопки или ручки.
Рассмотрим функционал. Усилитель, как я уже говорил, совсем не так прост, как можно было бы ожидать от обычного мощника. У аппарата предусмотрена как балансная (с инверсией раскладки), так и небалансная коммутация, возможность работы в мостовом режиме, есть регулируемый вход. Установленные дисплеи могут как показывать мощность, так и использоваться для отображения настройки усилителя под сопротивление акустики (4, 6 или 8 Ом). Даже яркость дисплея можно настроить. Мелочь, но в целом также говорящая о продуманности всех нюансов. Внутри аппарат смотрится отлично — все очень аккуратно изготовлено и собрано, детали использованы качественные — транзисторы Toshiba, переключатели и регулятор Alps, хорошие реле, конденсаторы — заказные и Nichicon, силовой трансформатор производства малайзийской компании Bando. Усилитель работает на двух комплементарных парах выходных транзисторов по пушпульной схеме в классе АВ и выдает мощность по 25 Вт на канал на 8 Ом или же 70 Вт в мостовом режиме. Теоретически этого вполне достаточно, чтобы работать с не очень сложной акустикой.
Теперь рассмотрим ЦАП Luxman DA-100. Внешность и изготовление мы уже обсудили, а по функционалу аппарат прост и лаконичен. Цифровые входы — коаксиальный, оптический и USB, с поддержкой 24/192 по оптике и коаксиалу и 24/96 по USB. ЦАП асинхронный, в конструкции использован чип Burr-Brown РСМ5102. Предусмотрено два варианта работы с использованием цифровых фильтров, что позволяет несколько перенастраивать звучание. Выходы — небалансные нерегулируемые, также есть регулируемый выход на наушники. DA-100, как и DA-200, имеет нативные драйверы и распознается компьютером без каких-либо дополнительных манипуляций — нужно только подключить USB-кабель. Что еще важно заметить — все аппараты не имеют пультов дистанционного управления.
Теперь можно подумать, как же все это использовать. Конечно, можно собрать классическую аудиосистему (акустика, усилитель, младший ЦАП и источник), компьютер или дисковый транспорт, или же то и другое, а также проигрыватель виниловых дисков. В случае использования только цифровых источников этой связки будет минимально достаточно, а управлять громкостью можно при помощи регулировки на усилителе мощности. Такой вариант вполне интересен, если, к примеру, собирать систему не стационарную в прямом смысле, а систему к компьютеру, используемую на месте работы или отдыха. Это не аудиофилия в чистом виде, но если нужен хороший звук у компьютера или нужна вторая «компактная» система, почему бы и нет? И конечно, можно использовать компоненты по отдельности. А если поискать еще сочетания? Тогда можно, точнее, уже нужно, к одному или двум усилителям подключать старший ЦАП DA-200. Подробно я его описывать не буду — аппарату был посвящен отдельный тест, как и фонокорректору Е-200. Чтобы к усилителю подключить более одного источника и не пользоваться встроенной в него регулировкой (а все-таки это не самый лучший для звука вариант), понадобится устройство, которое выполнит роль предусилителя и коммутатора. Вот тут как раз вполне подойдет DA-200. В результате складывается вполне цельная система. Но есть все же один момент, который меня смущает. И усилитель, и ЦАП DA-200 могут быть скоммутированы по балансу, что видится более предпочтительным, но при использовании балансного выхода ЦАПа регулировка громкости работает только на усилителе для наушников, но не на линейном выходе. Остается опять возвращаться к регулировке на усилителе. А если подключен еще и фонокорректор? Тогда возникают сложности со схемой подключения, лишние петли и теряется удобство. Поэтому в линейке производителя хотелось бы также увидеть и полноценный предусилитель.
Для прослушивания я сначала подключил младший ЦАП к усилителю, используя регулируемый небалансный вход. Источники — дисковый транспорт по коаксиальному входу и компьютер iMac с софтовым проигрывателем Audirvana. Разница по входам заметна — чтобы сравняться по уровню с компьютерным источником, нужно подключать дисковый транспорт весьма высокого уровня. В остальном, конечно, есть некоторая разница в подаче, но она зависит не только от ЦАПа, но и от источника, а тут вариантов может быть очень много. Но в целом при использовании хороших источников общий почерк звучания остается схожим и различается лишь в деталях. Также я попробовал подключать ЦАП с использованием другого усиления. Изучение звука в различных условиях позволяет сделать выводы о собственном характере DA-100. Почерк в целом близок к нейтральному, может быть, с совсем незначительным намеком на теплоту. Звук чуть светлый, очень аккуратный и точный. Детальность высокая, но не запредельная. В плане динамики наблюдается интересная особенность. Звук никуда не спешит, в нем чувствуется очень точная временная составляющая. Это как, например, в случае с проигрывателями винила — когда аппарат оснащен отличным мотором и идеально держит скорость. Иногда может показаться, что звук немного мягкий, но если слушать сложную симфоническую музыку, становится понятно, что это не совсем так — даже на динамичных фрагментах звук не теряет стройности и прозрачности.
Внутреннее строение ЦАПа Luxman DA-100, конечно, проще,
чем у его старшего собрата, но сказать, что псе сильно хуже, нельзя
— просто есть логичное упрощение схемотехники, распределенное на все части.
Усилитель же, наоборот, не вызывает ни малейших нареканий
— начинка лаконична, но далеко не проста, да и в целом внутри все лучше,
чем можно было бы ожидать.
Вероятно, кому-то подача покажется излишне сдержанной, но это скорее аккуратность и деликатность, что в моем понимании намного лучшие качества, нежели нарочито подчеркнутая эмоциональность или приукрашенность. Мощность усилителя для наушников в природе встречается и выше, но той, что есть у испытуемого, оказывается вполне достаточно.
Послушав отдельно усилитель М-200 с различными источниками, я отметил, что по характеру он вполне сочетается с ЦАПом и в звуке прослеживаются хорошо знакомые мне черты транзисторной техники Luxman. Некоторыми своими способностями усилитель меня откровенно удивил. Небольшие размеры, вес, скромная мощность — я изначально расценивал этот аппарат как пару к какой-то легкой в раскачке акустике и в целом как аппарат для камерной системы. Однако способности усилителя оказались явно большими. Даже с не самыми чувствительными напольными колонками звук получился совсем не камерным, было ощущение, что подключен более мощный усилитель. С воспроизведением малых составов все вполне предсказуемо, но с совершенно не худшими результатами я прослушал и несколько дисков с классикой рока, несколько записей симфонической и хоровой музыки, и разве что сложные моменты Реквиема Верди прозвучали не совсем убедительно. А в остальном усилитель порадовал точным фактурным басом (и главное — совершенно не раздутым и не рыхлым), ровной естественной серединой и аккуратными высокими частотами. Тембрально подача честная и подробная. Но более всего приятно удивили две вещи: подробная и очень естественная сцена, отличная локализация голоса и подача как таковая, воспринимаемая не столько по формальным показателям, сколько интуитивно. За исключением, может быть, иногда чуть сглаженной эмоциональности, звук воспринимался как что-то само собой разумеющееся, не вызывая отторжения даже после длительного прослушивания. Именно за исключительную деликатность и бережное отношение к любой музыке я с большим уважением отношусь к технике Luxman, а этот звуковой почерк компания сформировала еще несколько десятилетий назад. Возможно, кому-то звук покажется не достаточно голографично-детальным, кому-то нужно больше напора и эмоций, большее количественно баса и высоких частот — в этом нет ничего плохого, это вопросы вкуса. Но по всем формальным признакам тестируемые аппараты очень интересны и умеют в первую очередь воспроизводить музыку, а не наборы звуков. Это важно.
В конце теста я подключил к усилителю старший ЦАП Luxman DA-200 — по фиксированному входу, используя ЦАП в качестве предусилителя и коммутатора. В плане цифровых источников система в целом зазвучала интереснее. Более точная и прозрачная сцена (хотя и в предыдущем варианте все было очень хорошо), более богатый тембрально фактурный звук с более точной передачей деталей и послезвучий. Но характер, эмоциональная окраска практически не изменились.
Таким образом, если собирать небольшую систему, например для использования с небольшими полочными мониторами и компьютером в качестве источника, связка М-200 и DA-100 будет очень хорошей и во многих случаях достаточной. Если же использовать акустику высокого класса, будь то полочники или напольники, с которыми способен справиться усилитель, или же использовать систему с несколькими источниками, в том числе и проигрывателем винила, то, конечно, лучше ориентироваться на связку М-200 и DA-200. В любом случае стоит очень внимательно подбирать каждый компонент тракта — если получится раскрыть полностью потенциал системы, то результаты могут удивить даже опытных аудиофилов и владельцев намного более дорогих компонентов.
Luxman М-200/ Luxman DA-100
83 000/52 000 P*
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
LUXMAN М-200 | |
• Выходная мощность | 25 Вт на канал (при 8 Ом), 35 Вт на канал (при 4 Ом), 70 Вт (в мостовом режиме) |
• Коэффициент усиления | 23 дБ (в режиме стерео), 29 дБ (в мостовом режиме) |
• Входная чувствительность | 1 В (при 25 Вт, 8 Ом) |
• Входной импеданс | 16 кОм (небалансный вход), 33 кОм (балансный вход) |
• Диапазон частот | 10 Гц —100 кГи (+0,-3 дБ) |
• Коэффициент гармоник | 0,005% (1 кГц, 25 Вт, 8 Ом), 0,06% (20 Гц — 20 кГц, 12,5 Вт, 8 Ом) |
• Отношение сигнал/шум | 107 дБ (небалансный вход), 102 дБ (балансный) |
• Входы | небалансный RCA, балансный XLR |
• Выход на акустические системы | четыре клеммы (для коннекторов типа «банан») |
• Коэффициент демпфирования | 100 |
• Потребляемая мощность | 80 Вт |
• Габариты (ШхВхГ) | 364x81x297 мм |
• Вес | 7 кг |
LUXMAN DA-100 | |
• Чип | Burr-Brown РСМ5102 (32 бит/192 кГц) |
• Отношение сигнал/шум | 112 дБ |
• Коэффициент гармонических искажений | 0,004% |
• Диапазон частот | 2 Гц - 60 кГц (+0, -3 дБ) |
• Поддерживаемые частоты дискретизации (для коаксиального и оптического входов) | 32, 44,1, 48, 88,2, 96, 176,4, 192 кГц |
• Поддерживаемые частоты дискретизации (для USB-входа) | 32,44,1,48,96 |
• Разрядность | 16—24 бит 2 канала, РСМ |
• Выходная мощность (для наушников) | 130 мВт на канал (при 600 Ом), 80 мВт на канал (32 Ом), 40 мВт на канал (16 Ом) |
• Входы | коаксиальный, оптический, USB-порт (тип В) |
• Выходы | 6,3 мм для наушников, линейный RCA, коаксиальный, оптический |
• Выходное напряжение | 2,1 В |
• Выходной импеданс | 300 Ом |
• Потребляемая мощность | 7 Вт |
• Габариты (ШхВхГ) | 149x70x232 мм |
• Вес | 2, 3 кг |
По материалам издания STEREO & VIDEO
Автор Виктор Горбатов