Pult_ru.gif


All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1


4.jpg

Звуковые адаптеры в наши дни интегрируются решительно во все системные платы, в том числе самые недорогие Mini ITX, предназначенные для нетребовательных офисных ПК, «медиацентров в гостиной» и «тонких клиентов». Эти вроде бы простейшие, хотя и недорогие устройства формально удовлетворяют весьма высоким критериям — спецификациям SRS и ТНХ, разнообразным стандартам Dolby, а также предусматривают возможность выдачи звука на акустические системы конфигураций 5.1 и даже 7.1.

 

 

 

Добавим фактически первые попавшиеся компьютерные колонки — которые подбирают по остаточному принципу, на те деньги, что остались в резерве после комплектации системного блока самым необходимым, — и получим, что сверхсовременный игровой ПК сплошь и рядом оснащается абы как организованным звуком.

В чем же причина? Только ли в том, что оценить качество звукового тракта в целом (от формирующей звук микросхемы до динамиков) гораздо сложнее, чем «фотореалистичность» и плавность динамического изображения на экране компьютерного монитора? Только ли в том, что людей с абсолютным музыкальным слухом в мире гораздо меньше, чем с нормальным зрением (к тому же для коррекции зрительных дисфункций изобретены очки и контактные линзы, а уху, на которое медведь, что называется, наступил, ничем уже не поможешь)? Да, наверное. Но не только в этом.

Как слушает музыку истинный ценитель-аудиофил? В худшем случае — в огромных «мониторных» наушниках; в лучшем — с динамиков, расставленных идеальным образом в совершенно пустой комнате, стены которой отлично изолируют ее внутренность от внешних шумов и не допускают излишних переотражений звука. В аудиосистему такого перфекциониста входят усилители (часто ламповые) и особым образом подобранные провода, которыми соединяются все ее компоненты. В таких условиях отменно записанная и сведенная звуковая дорожка полностью раскрывает свой потенциал.

Как слушает музыку «продвинутый» геймер или просто владелец мощного современного ПК? Да как придется. В транспорте, по дороге между домом и работой или учебой, он чаще всего пользуется простейшими наушниками («вкладышами» или «затычками»). Громкость выставляется на максимум, а басы выкручиваются до предела — иначе в грохоте и шуме, что неизбежно прорываются в слуховой канал в вагоне метро или трамвая, вообще ничего не удастся расслышать.

Немногим позитивнее ситуация и у тех, кто привык использовать в качестве медиаплеера стационарный домашний ПК. В конце 2011 г. глава игрового отделения Microsoft в Японии сокрушался о низком уровне продаж контроллера Kinect. В мировом масштабе Kinect приобрели около 20% всех владельцев игровой консоли Microsoft, а в Японии — менее 8%. Секрет же прост — для работы с Kinect требуется пространство. Идеальный вариант — не менее 3 м дистанции от телеэкрана (на котором закреплен Kinect) и свободное пространство 4x4 м для перемещения человека-«контроллера». Для просторных домов США это не проблема. Для Японии с ее тотальной нехваткой жизненного пространства это означает невозможность использовать Kinect в типовой жилой комнате площадью в «шесть татами» (уложенных на пол тростниковых матов, стандартного с незапамятных времен размера, 10 м2).

Аналогичная, даже еще более болезненная проблема возникает у каждого (уже не обязательно обитателя Японских островов), кто попытается сформировать в домашних условиях максимально приближенную к идеалу акустическую картину. Распределенные в пространстве системы классов 5.1 и 7.1 не просто требуют достаточно места для корректного расположения всех динамиков, они очень нетолерантны к паразитным звуковым фронтам, неизбежно возникающим вследствие рассеяния звука на окружающей обстановке комнаты. Полностью освободить компьютерную (она же, выходит, аудиофильская) комнату от мебели, позаботиться о шумоизоляции и звукопоглощающем покрытии стен — такое могут позволить себе немногие. А раз заведомо невозможно достичь идеального варианта — зачем же к нему стремиться?


Как в домашних условиях сформировать максимально приближенную к идеалу акустическую картину?


Так что если с десяток лет назад одним из непременных компонентов при сборке игрового ПК считалась дискретная звуковая плата, то в наши дни компьютерный акустический тракт формируется «по остаточному принципу», что, вообще говоря, наносит в итоге урон и эстетическим чувствам владельца игровой станции (качество воспроизведения его любимых аудиотреков и звуковых дорожек к просматриваемому им видео могло бы быть гораздо лучше), и непосредственно игровому процессу. Очевидно ведь, насколько важно в «стрелялках» от первого лица точное позиционирование звука — не только по азимуту (тут худо-бедно справляются любые стереоколонки), но и по возвышению, и по дальности. Минималистичная компьютерная акустика и бедные по возможностям интегрированные аудиоконтроллеры лишают «продвинутых» пользователей существенной доли удовольствия, которое те могли бы получать от игрового процесса. Вот почему компания ASUS, традиционно принимающая геймерские нужды близко к сердцу, задалась целью разработать и предложить рынку целую серию продуктов, которые позволили бы всем желающим наслаждаться качественным компьютерным звуком.

Читатели PC Magazine/RE уже хорошо знакомы с успехами акустического подразделения ASUS на ноутбучном фронте — мобильные компьютеры серии N с их великолепной встроенной акустикой мы рассматривали не раз. Теперь пришла пора обратиться к тем фирменным технологиям ASUS, что воплощены в продуктах серии Хоnar, предназначенных еще более широкому кругу потребителей. Продукты этой серии можно условно разделить на четыре основных сегмента: игровой, аудиофильский, НТРС и USB.

Начальный продукт в области игровых звуковых плат — низкопрофильная модель ASUS Xonar DG, оснащенная до сих пор популярным интерфейсом PCI и располагающая интегрированным усилителем для наушников. В комплекте с этой платой (в отличие от стандартных встраиваемых решений) можно использовать самые разнообразные наушники — она рассчитана на работу с нагрузкой сопротивлением от 32 до 150 Ом.

Плата ASUS Xonar DG с четырьмя 3,5-мм и одним оптическим разъемами в первую очередь нацелена на тех, кто в основном сидит за компьютером в наушниках. Точное пространственное позиционирование звука, формируемого головной стереогарнитурой, обеспечивает технология Dolby Headphone 5.1 в сочетании с собственной разработкой ASUS GX 2.5 — «движком» для натуралистичного воспроизведения звуковых эффектов обстановки в виртуальном окружении компьютерных игр.

Те же технологии Dolby Headphone 5.1 и ASUS GX 2.5 реализованы и в более солидном изделии — PCI-плате ASUS Xonar DS. Заявленное соотношение сигнал/шум составляет для нее 107 дБ (против 105 дБ для модели DG); это более чем на порядок превосходит показатель, характерный для большинства интегрируемых в системные платы аудиоконтроллеров. Любителей аудио- и видеоконференций, а также голосовых чатов в играх порадует аппаратная реализация функциональности VocalFX, обеспечивающая реалистичную обработку голоса в игровом окружении.

Эта плата тоже относится к категории низкопрофильных, так что для НТРС — Home Theater PC, мультимедийных «компьютеров в гостиной», — она подойдет наилучшим образом. В расчете на работу с достойной внешней акустикой здесь реализованы технологии Dolby семейства DTS Connect: DTS Neo (динамическое преобразование стереодорожки в объемный звук формата 7.1, DTS Digital Surround) и DTS Interactive (то же — в отношении звукового сопровождения компьютерных игр с изначально меньшим, чем 7.1, числом звуковых каналов).

Если же говорить о высококачественном воспроизведении цифровых аудиозаписей, то ASUS Xonar DS и тут оказывается на высоте, — она способна обрабатывать звуковой поток 192 кГц/24 бит без передискретизации. Отметим, кстати, что уже в I квартале нынешнего года две описанные звуковые платы начального уровня семейства ASUS Xonar будут обновлены — на рынке появятся модели DGX и DSX с расширенной функциональностью (и с разъемами PCI Express x1), однако фактически с теми же ценниками, что у DG и DS соответственно.

Звуковые платы ASUS Xonar D1/DX — предложение для геймеров, которые располагают по-настоящему солидной акустикой и готовы в полной мере оценить преимущества еще более высокого отношения сигнал/шум, 116 дБ. Для типичного интегрированного в системную плату аудиоконт-роллера это соотношение составляет 90 дБ, разница впечатляющая. Кроме того, в данном устройстве реализованы передовые технологии Dolby. В частности, это перекодировщик реального времени Dolby Digital Live, преобразующий любой, в том числе многоканальный, оригинальный аудиосигнал в формат Dolby Digital, что, в свою очередь, позволяет избежать снижения качества звукового сигнала при аналоговой передаче по проводам и в итоге дает возможность существенно сэкономить на этих самых проводах (поищите для справки в Сети типичные цены на топовые модели аудиокабелей Monster cable, например).

Еще одна используемая в Xonar D1/DX технология Dolby носит название Pro Logic и отвечает за трансформацию (опять-таки в реальном времени) исходного двухканального аудиосигнала в полноценный пространственный звук 7.1. Аналогичные функции при выводе звука на наушники вместо колонок реализуют разработки Dolby Headphone и Dolby Virtual Speaker. Последнюю дополняет собственная функциональность ASUS — GX 2.0, обеспечивающая одновременное реалистичное «отображение» до 128 эффектов в рамках формируемой аудиоконтроллером звуковой картины. Разница между моделями Xonar D1 и DX — в типе интерфейса: в первом случае это PCI 2.2, во втором — PCI Express X1.

 1.jpg

 2.jpg

 

3.jpg

Почти вдвое дороже обойдутся охочему до высококачественного звука геймеру звуковые платы ASUS Xonar D2/D2X, которые также разнятся лишь типом интерфейса. Здесь сразу бросается в глаза сдержанный металлический кожух, которым прикрыта рабочая схемотехника, — защита от паразитных наводок весьма пригодится устройству с паспортным соотношением сигнал/шум на уровне 118 дБ, снабженному весьма редко встречающимися на компьютерных звуковых платах цифроаналоговыми преобразователями стереозвука Burr-Brown РСМ1796. Защитный кожух и выходные разъемы платы подсвечиваются разноцветными светодиодами — она будет отлично смотреться в самом вычурном моддерском корпусе. А в дополнение к шести позолоченным аудиоразъемам стандарта 3,5 мм есть и два гнезда Toslink — стандарта, разработанного Toshiba и предусматривающего соединение оптоволоконными кабелями.

Вершиной же геймерских аудио-решений ASUS можно считать Xonar Xense — комплект, созданный в сотрудничестве с инженерами Sennheiser и содержащий не только звуковую плату с тем же самым названием, но и гарнитуру Sennheiser PC 350. Под ее кожухом скрывается специализированный звуковой процессор AV100 собственной разработки ASUS. Именно эта микросхема обрабатывает цифровой сигнал с качеством вплоть до 192 кГц/24 бит. Имеется также встроенный усилитель для наушников, наушники в данном случае подключаются к одному из широких (0,25 дюйма) разъемов.

Второй 0,25-дюйм разъем предназначен для подключения внешних источников звука, например микрофона; для оцифровки аудиосигнала извне конструкция Xonar Xense предусматривает выделенный 24-бит аналогово-цифровой преобразователь. Еще один прямоугольный специализированный разъем нужен для присоединения к звуковой плате акустической системы — в любом варианте компоновки, от 2.0 до 7.1. Наконец, обычное с виду гнездо S/PDIF тоже служит образчиком фирменных инженерных решений ASUS: оно предусматривает подключение как коаксиального, так и оптического кабеля этого стандарта.

Xonar Xense, как и следующая за ней по функциональной насыщенности плата Xonar D2X, оборудована внутренним четырехконтактным разъемом для подключения дополнительного питания. Дело в том, что обе эти солидные по энергопотреблению платы (если сравнивать с интегрированными аудиоадаптерами) нуждаются в гарантированном снабжении энергией, а стандарт PCI-E не предусматривает, в отличие от PCI, «усиленного» питания (стандартное значение мощности, передаваемой по шине питания PCI-E, — не более 75 Вт). Так что, подбирая блок питания для новенького компьютера, который планируется оснастить одной из двух этих плат, надо позаботиться о наличии свободного четырехштырькового разъема — или воспользоваться соответствующим переходником.


Xonar Essence One — квинтэссенция мобильного звука

 4.jpg

Удручающее качество звука, которое демонстрирует большинство даже самых современных ноутбуков, не говоря уже о нетбуках и планшетах, — печальная данность. Речь тут даже не о низкокачественных встроенных динамиках мобильных ПК, а о звуковых адаптерах, которые в первую очередь ответственны за формирование аудиосигнала. Часто в тонких корпусах модных ноутбуков просто нет возможности разместить компоненты (например, особые электролитические конденсаторы), необходимые для создания высококачественного сигнала, который затем может быть выведен на достойную внешнюю акустику, — хорошие наушники или колонки.

В августе 2011 г. ASUS представила решение, призванное раз и навсегда лишить мобильные компьютеры позорного клейма акустической неполноценности, — внешнюю звуковую плату Xonar Essence One. Точнее даже называть это устройство Hi-Fi USB-конвертером цифрового звукового сигнала в аналоговый (digital-to-analog converter; DAC), совмещенным с усилителем, специально предназначенным для взаимодействия с наушниками самого высокого класса.

Xonar Essence One — первое в мировой практике серийное устройство, которое предусматривает обработку цифрового звука по технологии восьмикратной симметричной повышающей дискретизации. Таким образом, входящий на эту плату сигнал с частотой дискретизации 44,1/88,2/176,4 кГц преобразуется в 352,8-кГц, а 48/96/192-кГц — в 384-кГц (с 32-разрядным кодированием уровня громкости). Вдобавок Xonar Essence One обеспечивает отношение сигнала к шуму на уровне 120 дБ, что существенно превосходит типичные для других представленных на рынке USB-DAC 110 дБ. Дизайн внешнего DAC ASUS предусматривает полную замену операционных усилителей — ключевого компонента, который, собственно, отвечает за усиление аналогового сигнала и чьи характеристики напрямую определяют тональную окраску получаемого на выходе звука. Заменяя операционные усилители из комплекта поставки на более предпочтительные лично для него, владелец Xonar Essence One волен добиться именно той тональности, которая ему наиболее близка, — это роднит устройство с аудиокомпонентами класса Hi-End.

Впрочем, Xonar Essence One может работать не только с компьютером, наличие входа S/PDIF позволяет присоединять его к любому плееру оптических дисков для получения вполне полноценной акустической системы категории HiFi. В комплекте с ним можно использовать самые требовательные аудиофильские наушники с импедансом вплоть до 600 Ом — с наиболее низким уровнем дисторсии и великолепной детализацией звука.


Гарнитура Sennheiser PC 350 с 38-мм динамиками, снабженными неодимовыми магнитами, которая идет в комплекте с ASUS Xonar Xense, являет собой отличный образчик высококачественного компьютерного аудиотерминала. (ASUS — единственная компания, которая снабжает свои звуковые платы аудиотерминалами такого уровня, и это тоже вполне можно отнести к разряду ее фирменных находок.)

Впрочем, и тем, кто выбирает звуковые платы ASUS с более скромными характеристиками, чем у Xonar Xense, сокрушаться не стоит: компания выпускает под собственной торговой маркой немало весьма качественных гарнитур и наушников. Так, беспроводная гарнитура HS-W1, работающая по стандартному 2,4-ГГц каналу, оборудована встроенным эквалайзером и микрофоном с функцией шумоподавления, что делает ее одинаково пригодной для прослушивания музыки (даже в не самом тихом окружении — активный «шумодав» работает!), игр и голосовых коммуникаций.

Впрочем, геймерам — геймерово; записные же аудиофилы требуют продуктов, соответствующих еще более высоким стандартам. В портфеле аудиорешений ASUS найдутся продукты и для них: это серия Essence, и прежде всего звуковые платы ASUS Xonar Essence ST/STX. Отношение сигнал/шум для этих устройств составляет завидные 124 дБ, — даже владельцы теплых ламповых усилителей и серьезных студийных мониторов не будут разочарованы. Признак аудиофильской направленности продуктов Essence — отсутствие многоканальных аудиовыходов; они предназначены для работы исключительно со стереопериферией. Кроме того, эти платы снабжаются одним из лучших на сегодня цифроаналоговых преобразователей TI Burr-Brown РСМ1792А в связке с соответствующими ему по классу конденсаторами (непременно электролитическими, производства Sanyo и Nichicon, — всего почти три десятка!), стабилизаторами питания и импульсными преобразователями. Разумеется, и этой плате требуется дополнительное питание для стабильной работы всех ее цепей.

Среди USB-решений семейства Xonar привлекают внимание внешние звуковые адаптеры — отличный выбор для ноутбуков класса «замена настольного ПК», компьютеров без свободных гнезд PCI/PCI-E, недорогих медиацентров и прочих подобных источников звука. ASUS Xonar U1/U1 Lite (напоминающая, скорее, миниатюрный ноутбучный сабвуфер, а не звуковую карту) оборудована микрофоном для реализации активного шумоподавления, крупным и отменно удобным регулятором громкости, а также корпусом из металла — немаловажно для устройства, которому суждено регулярно оказываться где-нибудь на дне сумки, в которой его владелец обычно носит свой ноутбук.

Более простая по конструкции и возможностям звуковая USB-плата Xonar U3 лучше всего подходит в качестве усилителя для хороших наушников, в паре с которым даже самый недорогой нетбук способен поразить своими музыкальными способностями владельца, давным-давно свыкшегося с невыразительным «плоским» звучанием когда-то любимых композиций.

А специально для НТРС, речь о которых уже шла ранее, ASUS предлагает семейство Xonar HDAV1.3 — в версиях HDAV1.3, HDAV1.3 Slim и HDAV1.3 Deluxe. Эти звуковые платы обеспечивают полноценную поддержку звукового формата Dolby TrueHD, что еще два-три года назад для персональных компьютеров (и медиацентров, в частности) было просто недоступно. Да что там; даже многие бытовые проигрыватели дисков Blu-ray, а также сама великая и ужасная Sony PlayStation 3 не в состоянии выдавать на внешний ресивер аудиопоток Dolby TrueHD (без потерь сжатия) при дискретизации 192 кГц/24 бит. А вот ASUS Xonar HDAV1.3 на это способна — благодаря звуковой микросхеме C-Media AV200 и программному пакету ArcSoft TotalMedia Theatre.

В чем вообще смысл стандарта Dolby TrueHD? Дело в том, что из соображений защиты контента высокой четкости («ха-ха-ха», — сказали пираты) альянс Blu-ray очень долго не решался выдавать изготовителям ПО и «железа» ключи для шифрования-дешифрования именно несжатого аудиопотока, записываемого на носители BD. В результате декодер, имеющий дело с данными, поступающими с BD-накопителя с соответствующим диском внутри, оказывался не в состоянии разобраться с выводом аудиодорожки «высокой четкости» (гарантированно свободной от артефактов сжатия) — и, в соответствии с требованиями стандарта Blu-ray, переключался на менее качественную, зато доступную без шифрования дорожку: 48 кГц/16 бит.

Так что в первую очередь продукты Xonar HDAV1.3 предназначаются для тех, кто хочет воспроизводить видео с честно приобретенных дисков Blu-ray в сопровождении полноценной звуковой дорожки. Плата разновидности HDAV1.3 Slim — облегченный вариант средней по возможностям модели, начисто лишенный ЦАП и способный всего лишь выдавать с установленного в ПК BD-накопителя аудиопоток 192 кГц/24 бит на внешний HD-ресивер (встроенный, к примеру, в современную видеопанель). Зато HDAV1.3 Deluxe содержит еще и встроенный ресивер высокой четкости, и видеопроцессор, т. е. подключать к ней можно самый неприспособленный для полноценного взаимодействия с BD-носителями терминал.

Похоже, единственная акустическая область, в которой ASUS еще не выпустила своего фирменного продукта, — это пресловутый «теплый ламповый» звук. Поскольку ламповая аппаратура — существенным образом аналоговая, а сильная сторона ASUS — как раз цифровые средства обработки самой разнообразной информации, вряд ли стоит и ждать от компании такого анонса. Хотя…

По материалам PC Magazine/Russian Edition

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить