\



Pult_ru.gif


All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Всем известные параметры цифрового аудиопотока 16 и 24 бит — всего лишь официально заявленные мундиры, под которыми может оказаться рубашка с прорехами. Ищем надежный инструмент для диагностики.


Пытливые люди, которым интересно узнать фонетическую подноготную музыкального релиза, более или менее приловчились. Теорему Котельникова — Найквиста знает каждый ребенок, не говоря уже о том, что любое дитя сможет уточнить протяженность спектра в аудиофайле. Про оценку динамического диапазона тоже было рассказано немало, даже целое сообщество имеется — пишет петиции и стыдит издателей, злоупотребляющих компрессией. А уверены ли вы, что в 24-битовом хайрезе честно задействованы все разряды? Как это узнать?

На первый взгляд ситуация совершенно герметичная и неподконтрольная. Как показывает статистика официальных продавцов HD-аудио вроде Qobuz или HD Tracks, наиболее распространенными в ассортименте являются релизы в 24 бит/44,1 кГц. То есть мы имеем ту же частотку и пики уровней, что на компакт-диске, просто в более точном и подробном изложении. И не надо удивляться скромности технических параметров таких вот Studio Master Files. Работает принцип разумной достаточности. Doctor Dre, тот самый, который маячит на популярных наушниках, одно время возился с сессионными записями в 24 бит/88 кГц, а потом плюнул и перешел на 24/44,1 — так, говорит, места больше остается для работы с мультитреком. Да-да, музрынок харчуется не с аудиофильской аудитории. Чтобы пополнять закрома айтюнса, вполне хватает и таких студийных исходников. А раз найдутся гусики, кому туманит голову от 24 бит, отчего бы не продать то, что осталось?

В числе HD-релизов после 24/44,1 распространены издания в 24 бит/48 кГц. На них также сложно убедиться в хорошей родословной, верхний предел (т.е. половина частоты дискретизации) составляет 24 кГц — совсем близко от обычного компакт-диска. И, повторюсь, нет никаких гарантий, что запись не велась по образцу и стандарту DAT-ре корде ров в 16 бит/48 кГц, а потом с помощью несложной программной процедуры была поднадута до благопристойных 24 разрядов. Выявить эти и другие подозрительные случаи поможет опция Bit Meter в аудиоредакторе WaveLab.


Анализатор цифровой глубины аудиопотока представляет собой пронумерованную по битам вертикальную шкалу и работает следующим образом. Загрузите испытуемые WAV- или AIFF-образцы в WaveLab и включите воспроизведение. Шкала Bit Meter отобразит каждый разряд в 16-или 24-битовом слове, которые будут выстроены по строгой иерархии согласно уровню сигнала. Сначала идут старшие биты, и надо сказать, что на спокойных ненасыщенных композициях четыре младших разряда не всегда-то и задействованы. Таким образом, будьте уверены, что сидишки со сладостным камерным джазком, которым любят тешить покупателей в аудиосалоне, на деле имеют глубину от силы в 12—14 бит.

Интересно будет на Bit Meter проверить пресловутые издания HDCD. Сграбленный на компьютер «как есть» такой диск ничем не будет отличаться от классического Red Book. Но с помощью программного HDCD-эмулятора, который имеется и в Foobar, и в dBpoweramper, можно раскодировать спрятанную информацию и перевести все в 24-битовые WAV-файлы, они и станут объектом исследования Bit Meter. Опыт показывает, что те записи, где на этапе HDCD-производства применялась функция Peak Extension (расширение динамического диапазона), показывают реальное увеличение разрядности от 17 до 20 бит, как и было сказано в рекламных проспектах на заре HDCD-технологии. Примером успешной реализации могут послужить, например, CD-издания первых трех альбомов The Beatles загадочной конторой Fabulus Sound Lab, которые на сегодняшний момент мне представляются наиболее предпочтительными из целого вороха разномастных «битловских» релизов раннего периода.

В то же время такие компакт-диски, как, например, Beck «Mutations» или одноименный сольник Nancy Sinatra 2004 года зажгут HDCD-метку на индикаторе совместимого CD-проигрывателя, но даже переведенные в 24 бит разрядность сохранят прежнюю — 16 бит. Почему? Хотя в студии и использовался тот самый легендарный АЦП Pacific Microsomes (очень хороший, к слову!), но все его HDCD-цепи были отключены, осталась лишь метка в цифровом коде, от которой CD-плеер, дурак, и обрадовался.

Bit Meter поможет раскрыть и посрамить не только ворох престарелых компакт-дисков, но и хитрые HD-аудио, которые упоминались в начале материала. Никакая частота дискретизации не скроет от Bit Meter реальное состояние ячеек в разряде. Например, на альбоме Tricky «Mixed Race» (официально 24/44,1) отсчет начинается только с 20-го бита. Если в 24-битовом потоке в восьми старших разрядах остаются нули, так и будет показано на шкале. И значит, перед нами обычный апконверт из 16-битовой записи. К счастью, подобные случаи относительно редки, однако от накладок не избавлены даже уважаемые B&W Society of Sound, под сеныо которых были выпущены HD-издания The Unthanks «А Retrospective» и одноименный альбом Portico Quartet. Оба показали 16 бит при анализе. Впрочем, это не значит, что подобные записи ужасно играют, на свете множество компакт-дисков с прекрасным звуком. Можно забить все разряды и спектр громким перегруженным саундом, такой файл будет тяжелым не только по размеру, но и на слух.

Не забывайте, что, равно как и прочие инструменты аудиоредакторов, Bit Meter — это лишь один из элементов технической экспертизы, которые пусть и не ответят на все вопросы, но дополнят и обогатят ваш филофонический опыт.


По материалам издания Stereo&Video
текст Ярослав Годына
 

Комментарии  

0 #1 Джордано 06.01.2017 09:05
Джазок...?! Вот же блядь дилетанты. Ну не нравится тебе, так долби свои уши дабстепом или техно. Когда пишут обзорную статью, то нужно быть объективным и нейтральным.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить