Pult_ru.gif


All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Воспроизведение аудио без участия оптического носителя набирает обороты: практически все Hi-Fi и выше бренды обзавелись сетевыми проигрывателями и ЦАПами с USB-входами. Как корректно оцифровать собственную CD-коллекцию и встретить будущее во всеоружии?

1.jpg

Как показывает практика, правильное воспроизведение компакт-диска
— задача ничуть не легче, чем проигрывание виниловой пластинки.

Увы, аудиоданные на компакт-диске — это не вордовский документ. Нельзя просто сунуть диск в лоток компьютера, выполнить команду Сору Files и получить абсолютно идентичную копию трека на жестком диске. Точнее, можно, но «точно» не будет. Не будем забывать, что технологии, описанной стандартом Red Book, без малого 30 лет. Собственно, именно поэтому блочные CD-транспорты, подключенные к одному и тому же внешнему ЦАПу, могут давать в итоге разное звучание. Считывание данных с CD производится на лету — что схвачено (правильно или неправильно), то и отправлено на цифровой приемник. И никаких повторных обращений к спорным секторам. В подавляющем большинстве случаев система коррекции ошибок транспорта старается не доводить до слышимых артефактов, однако работа сервопривода в напряженном режиме приводит к фазовым погрешностям, растет джиттер. Как правило на слух это выражается в потере прозрачности фонограммы, музыка звучит плоско и неряшливо. А вам нужно содрать-таки эту проклятую копию и получить гарантии ее полной достоверности оригиналу CD. Что нужно сделать?

Перво-наперво владельцы PC ставят себе программу ЕАС, а макинтошники — X Lossless Decoder. Указанный софт на сомнительном участке заставит привод перечитать его столько раз, сколько потребуется для полной ясности. Более того, контрольную сумму CRC (Cyclical Redundancy Check) полученной копии программа сравнит с онлайн-базой AccurateRip (www.accuraterip.com), ежедневно пополняемой новыми данными от других пользователей по всему миру. Будьте уверены, что до вас люди уже копировали весь ваш ненаглядный Pink Floyd, и, скорее всего, по окончании процесса вы получите сообщение, что ваш рип соответствует остальным 297. Но сперва нужно потратить минут 5—10 на настройку для точного побитового режима обращения с компакт-диском. Делается это один раз, а дальше только подносите в лоток свои сокровища.

Объем статьи не позволяет поделиться пошаговой деталировкой настройки обеих программ и разместить все сопутствующие скриншоты, остается указать на самые важные и полезные моменты. При первичной установке программы-рипперы (ЕАС и XLD) распознают марку вашего привода, обращаются к AccurateRip и присваивают ему необходимую коррекцию смещения для чтения. Для чего это нужно? Как я уже говорил, формат CD был учрежден еще при царе Горохе, точной карты аудиоданных для CD-ROM у него не было предусмотрено, так что считывающий лазер компьютерного привода, хоть и встанет в начале трека, но обязательно с каким-то да смещением в районе нулевых секторов. Можно спорить о том, влияют ли эти нули на конкретное звучание копии, но мне кажется, что, если существует такая возможность, пользователь должен со своей стороны выполнить максимум условий точности. Правда, может оказаться и так, что диска не окажется в базе AccurateRip. Ничего страшного — значит, ваше издание здесь первое. Да, и не забудьте в настройках подключить контакт еще одной онлайн-базы — CDDB (подгружаются уже не только списки, но и тексты песен с обложками альбома, разумеется). Проследите, чтобы опция «нормализации» уровня записи была отключена, а то это уже будет не копирование, а вмешательство в оригинал.

Далее следует выбрать режим, при котором привод будет повторно пересчитывать подозрительные секторы — в ЕАС он называется Secure Mode, а у XLD — CDParanoia Mode. Также желательно для пущей точности установить режим дополнительной проверки — контрольное сканирование трека, а уж потом собственно копирование. Дорожки на компакт-диске содержат межтрековые паузы, если копируем CD не одним образом, а потреково, то следует запустить их точное определение и индексирование.

Надеюсь, вы не просто так сбрасываете свою CD-коллекцию на жесткий диск, а собираетесь упаковать ее в один из lossless-форматов. Несмотря на то что iTunes его не воспроизводит, я бы советовал макинтошникам остановиться не на Apple Lossless, а именно на FLAC — как самом универсальном кодеке, который к тому же максимально широко поддержан различным аудиожелезом. Не имеет смысла откладывать процедуру на потом, заряжайте свой риппер на сжатие файла непосредственно после копирования аудиодорожки. Кодер FLAC является консольной программой, и путь к ней просто указывается в настройках CD-риппера — тот сам ее подхватит и запустит. Перед копированием можно указать степень сжатия FLAC-файла, в результате он получится чуть большего или меньшего размера (примерно в полтора меньше оригинала). Степень компрессии lossless-файла скорее определяет нагрузку на процессор при распаковке и воспроизведении файла. В связи с этим чуткие на ухо люди в различных связках отмечают те или иные нюансы. Впрочем, к теме точного копирования и архивирования CD-контента это уже не имеет отношения и требует рассмотрения в отдельном материале. В любом случае целостность аудиоданных не будет потревожена (это не МР3), и из любого FLAC всегда можно восстановить исходник до последнего бита.

По завершении процесса копирования и сжатия программа создаст два документа крошечного размера — log и cue. Log — это отчет в формате txt, содержащий марку привода, индексную карту CD, возможные ошибки и соответствие копии AccurateRip, короче, полный отчет по всему процессу. Cue также относится к текстовым документам и содержат данные по раскладке и порядку треков. Нажимаете на него — и все ваши треки оказываются в плей-листе плеера. Слушайте на здоровье! В следующем материале мы поговорим, как сделать компьютер источником чистого цифрового звука.

По материалам издания STEREO&VIDEO
Автор Ярослав Годына

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить