\



Pult_ru.gif


All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Когда мы писали о первом внешнем ЦАПе ASUS, Xonar Essence One Muse Edition, можно было лишь гадать, получит ли этот неожиданный шаг продолжение или останется короткой «вылазкой» на Hi-Fi-территорию. Спустя полгода у нас на тестировании оказался второй аппарат в линейке, Xonar Essence STU — модель была существенно дешевле предшественника, но обладала исключительно привлекательным соотношением качество/цена. Можно было предположить, что и впредь компания останется в этом ценовом сегменте, по меркам Hi-Fi — бюджетном и «начальном». Однако вышла модель Essence III, и стало ясно: у ASUS чрезвычайно серьёзные намерения.

 

Цена: 89970 руб.

Решение компании перейти в более высокий сегмент меня не удивило, ведь продажи бюджетной аудиоаппаратуры давно уже не внушают оптимизма, а премиумной — растут или как минимум остаются стабильными. Таков наш мир: бедные беднеют — богатые богатеют. Другое дело, что верхние «этажи» рынка уже заняты брэндами с устойчивой репутацией и обширным кругом приверженцев. Пробиться туда, конечно, можно, но без серьёзных рекламных усилий и агрессивной ценовой политики — вряд ли.

Первые данные о новинке появились в конце прошлого года, и на форумах сразу же начались «гадания» насчёт её цены. В итоге никто не попал — она превзошла все ожидания. Впрочем, обсуждать тонкости ценообразования мы не собираемся, а вот определить, насколько интересен новый ЦАП ASUS для требовательных меломанов, постараемся.

ДАЛЕКО - БЛИЗКО

В последнее время в обиходе людей, интересующихся цифро-аналоговыми преобразователями, появился новый термин — «комбайн», то есть аппарат, объединяющий в корпусе собственно ЦАП, коммутирующий усилитель с несколькими цифровыми входами и чаще всего одним аналоговым, а также усилителем для головных телефонов. Наличие последнего намекает на основную целевую аудиторию — слушающих музыку в ближнем поле, то есть в большинстве случаев — у компьютера. Не так давно уже писал, что не вижу принципиальной разницы между внешними компьютерными USB-интерфейсами, предназначенными для воспроизведения музыки (а не её записи), и ЦАПами, оснащёнными всё тем же USB. На самом деле, конечно, определённая разница есть — в эргономике.

Чаще всего на столе у монитора не так уж много свободного пространства, поэтому наличие встроенного усилителя для наушников крайне желательно (если не сказать обязательно) — для отдельного аппарата может элементарно не найтись места, не говоря уж о затратах на его приобретение. Качественная активная акустика используется крайне редко, поэтому головные телефоны обычно являются единственным средством более-менее достойного воспроизведения. Широкий набор входных цифровых интерфейсов нужен вовсе не для того, чтобы подключать одновременно несколько источников, а ради потенциальной совместимости, хотя большинство пользователей, работающих на ноутбуках, предпочтут исключительно USB. Аналоговый вход требуется «на всякий случай», а по большому счёту — чтобы сделать аппарат привлекательнее для тех, кто ограничен в средствах и жизненном пространстве. Хотя могу допустить, что кому-то такой вход действительно пригодится.

Аппарат для работы в ближнем поле может обходиться без пульта ДУ — органы управления всегда под рукой. А вот ЦАПу, предназначенному для включения в Hi-Fi-систему с акустикой, требуется не только он, но и внятная индикация режимов — чтобы, располагаясь уютно в кресле на расстоянии нескольких метров от устройства, вы могли без помощи бинокля определить его состояние. Развитая коммутация здесь также является обязательной, поскольку в полноценной системе наверняка имеется несколько источников, пусть любимый из них только один — это позволит обойтись без интегральника и ограничиться оконечником или даже усилителями мощности ресивера. Если же коммутирующий усилитель с регулятором громкости уже есть (что весьма вероятно), то и аналоговые входы в ЦАПе не нужны.

Так к какому типу устройств относится с этой точки зрения Essence III — к «ближним» или «дальним»?

Наличие пульта ДУ и моторизованного регулятора громкости позволяет управлять аппаратом издалека, а полностью балансная конструкция, соответствующие выходы и аудиофильская «начинка» — включать его в состав аудиосистем весьма высокого класса. С другой стороны, выходы XLR наводят на мысль о профессиональных активных мониторах, то есть опять же о работе в ближнем поле. Дизайн я бы назвал переходным: выглядит ЦАП достаточно солидно, но на фоне классических Hi-Fi-компонентов будет, безусловно, выделяться. Впрочем, используемый в тесте в роли референсного конвертора PS Audio PerfectWave DAC (PWD) тоже смотрится в стойке, как пришелец из иного мира.

С другой стороны, изящная индикация на миниатюрных белых светодиодах (метки на регуляторах громкости и указатель активного входа) читается на фоне серебристой фронтальной панели только в непосредственной близости от прибора. Подписи к индикаторам (тёмно-серые на серебристом фоне) издалека не видны — придётся, видимо, запомнить их расположение. Входы переключаются циклически — пока переберёшься с коаксиала на USB, надо нажать кнопку 5 раз. И это тем более неудобно, что коммутация срабатывает с задержкой на пару секунд. Зато громкость регулируется исключительно плавно.

Отдельный регулятор усилителя для наушников также снабжён светодиодным индикатором, однако с пульта ДУ он не управляется — придётся встать и подойти к ЦАПу. Для здоровья это, безусловно, полезно. Получается, что аппарат, по сути, универсален, однако удобен самым исчерпывающим образом лишь в ближнем поле. Недостаток? Нет, особенность. Справедливости ради замечу, что на сенсорном экране у PS Audio PWD с пары метров тоже ничего не разглядишь (кроме толстой полоски индикатора уровня), но у него хотя бы выбор входов осуществляется с пульта отдельными кнопками. Мелочь? Конечно, но чем выше цена оборудования, тем большее значение такие несущественные детали приобретают.

САМАЯ СУТЬ

Известны прецеденты, когда выдающиеся по звуку аппараты собирались из совершенно ординарных, массовых деталей, но это абсолютное исключение из правила, подкреплённое непререкаемым авторитетом брэнда и, разумеется, незаурядной квалификацией конструкторов. В любом случае никто не отважится написать в рекламном буклете: «Мы собрали эту модель из самых дешёвых компонентов, но как она играет!». Маркетинг тут не виноват — дело в человеческой психологии: никто не хочет платить за «воздух», то есть за один лишь звук, все хотят купить вещь, ценность которой увековечена в железе. Кстати, случалось, что техника, буквально напичканная эксклюзивными компонентами и уже в силу этого очень дорогая, не впечатляла звучанием — в таких случаях эксперты восклицают (естественно, про себя): «Надо же! Компоненты самые лучшие, а не играет!»

Как бы то ни было, но фирма, только выходящая на Hi-Fi-рынок, ни в коем случае не может себе позволить явно экономить на деталях — даже если она владеет секретом, как при этом достичь прекрасного качества работы. Но и бездумная гонка за эксклюзивом тоже небезопасна: возросшая себестоимость практически не оставляет ресурсов для стимулирования продаж. Если мы посмотрим под этим углом на Essence III, то обнаружим, что разработчики явно старались найти некую золотую середину, благо опыт, набранный на выпущенных ранее моделях, позволял это делать совершенно осмысленно. Так, собственно конвертор построили на чипах AD1955, по одному на канал в балансном включении. Микросхема не самая новая, относительно недорогая и хорошо изученная на практике. Известная её особенность — чувствительность к обвязке, вот именно ей и уделили пристальное внимание. В частности, с особым тщанием подошли к конструкции мастер-клока и применили в них температурно-стабилизированные кварцевые осцилляторы c позолоченными контактами (TCCO/TCXO) — такие используются в GPS-аппаратуре, где требуется особая точность.

Разные части схемы — цифровые, аналоговые, управления — выполнены на отдельных платах с увеличенной толщиной медных проводников, их стабилизированные блоки питания (на чипах TI TPS 7A4700 и 7A3301) также автономны и работают от тороидального трансформатора с фирменным сердечником, оснащённым лентой из кремнистой стали — она устраняет потери на гистерезис и улучшает качество питания. На интернет-форумах высказывалось мнение, что, мол, при такой цене аппарата могли бы установить и отдельные для цифровых и аналоговых схем трансформаторы. На самом деле подобное решение оправданно лишь в усилителях, выполненных по топологии «двойное моно», а также при апгрейде CD-плееров, когда это конструктивно неизбежно — в аппарате с невысоким потребляемым током это совершенно не требуется, а эффективная защита от взаимного влияния модулей обеспечивается разделением плат, оптимальной разводкой и конструкцией блоков питания. Замечу попутно, что в банке сглаживающих конденсаторов используются электролиты WIMA.

Операционные усилители — уже известные по старшей версии модели Essence One японские MUSES 02, а также AD827SQ в керамических корпусах, что обеспечивает им максимальную температурную стабильность и малые искажения. Усилитель для наушников построен на чипах TI LME49600 — они свободно раскачивают головные телефоны с импедансом до 600 Ом, причём на обычный 6,3 мм и на балансные выходы работают отдельные усилительные модули. В первом (однотактном) в роли интегратора используются ОУ MUSES 02, во втором (балансном) — TI OPA2227P. Стоит упомянуть и высококачественные низкошумящие термостабильные резисторы с допуском 0,1%.

Предмет особой гордости разработчиков — дискретный 24-ступенчатый моторизованный регулятор громкости на реле, в нём также используются постоянные резисторы 0,1%, что обеспечивает сохранение идеального баланса левого и правого каналов при любом положении движка. При работе с усилителями, имеющими собственный аттенюатор, регулятор Essence III может быть отключён тумблером на задней панели.

Раз уж мы туда заглянули, отмечу ещё один переключатель — он выбирает режим работы USB-интерфейса — v1.0 или v2.0, такая возможность предусмотрена для совместимости со старыми компьютерами. В первом случае установка драйверов не требуется, но максимальная частота сэмплирования входного сигнала ограничивается 48 кГц, во втором интерфейс работает в асинхронном режиме с поддержкой PCM до 192 кГц/24 бит и потоков DSD64/128 — прямое DSD-декодирование является одной из важнейших, по мнению разработчиков, функций аппарата. Даёт ли она слышимый эффект — это мы узнаем чуть позже.

ЭКЗАМЕН ПО МУЗЫКЕ

Перед прослушиванием около часа «разминаю» ЦАП ASUS специальными «разогревающими» треками — на минимальной громкости, чтобы не смазывать первое впечатление. И оно в итоге оказывается более чем положительным: аппарат демонстрирует приятное сочетание прозрачности, детальности, чёткости перкуссии, отсутствия вуали и — комфортной мягкости. Великолепные низы — богатые, округлые, пластичные (но не пластиковые), бархатистые и быстрые. Сцена настолько реалистична, что, закрыв глаза, можно вполне представить себя в студии в непосредственной близости от исполнителей.

Вполне ожидаемо коаксиальный интерфейс оказывается лучшим во всех смыслах, оптический ему уступает, но не сильно — чуть тусклее перкуссия, еле заметно затуманивается сцена, будто от одной затяжки сигаретой. На некоторых записях это может даже пойти на пользу. Замечу попутно, что по оптике проходят потоки вплоть до 192 кГц, что удаётся далеко не всем ЦАПам, даже высокого класса. Например, у PS Audio PWD интерфейс Toslink сигналы выше 96 кГц не пропускает.

Чтобы воспроизвести напрямую поток DSD, пришлось повозиться: специальный плагин для Foobar2000 у меня не заработал, поэтому пришлось ставить J.River Media Center vl9 — у него это легко получилось. Причём потребовалась именно версия 19 — в прошлой 18-й имеется только режим DoP (DSD over PCM), а он прекрасно работает и в Foobar2000, причём совершенно бесплатно.

Результат не оказался для меня неожиданным: если сравнить воспроизведение по коаксиалу с преобразованием в РСМ с прямой подачей DSD по USB, то в первом случае звук получается точно не хуже, а в чём-то даже привлекательнее — более собранным и плотным, впрочем, разница минимальна и едва заметна на слух. Кстати, чтобы на ЦАПе загорелся индикатор Bit Perfect, необходимо выбрать в программе-плеере интерфейс ASIO — в этом случае звук от приложения будет передаваться на ЦАП напрямую, минуя микшер и прочие «прокладки» операционной системы. В тестовом цифровом источнике также установлен ASIO-драйвер, поэтому передача сигнала по коаксиалу осуществляется напрямую с побитовой точностью, хотя индикатор Bit Perfect и не загорается.

Обстоятельное сравнение с PS Audio PWD не выявило явного преимущества американца. Пожалуй, по коаксиалу Essence III играет чуть мягче, хотя и без ущерба для проработки мельчайших деталей. Напротив, подключение по Toslink оказалось в пользу ASUS — за счёт лучшей фокусировки сцены. По USB оба аппарата практически неотличимы.

PS Audio PWD воспроизводит DSD только с преобразованием в РСМ (у меня выставлено в настройках 176 кГц/24 бита) с помощью специального плагина, но получается, на мой вкус, ничуть не хуже. Пожалуй, даже слегка прозрачнее и чётче, но это, скорее всего, сказываются преимущества коаксиального интерфейса, ведь прямая передача DSD на Essence III возможна только по USB, поэтому полное равенство двух ЦАПов здесь недостижимо.

Чтобы перейти на наушники, необходимо переключиться на них кнопкой Output. После этого основной регулятор громкости перестаёт работать и зажигается индикатор на втором маховике. Он не моторизован, и пульт над ним не властен.

Выход на наушники показался мне ярковатым, хотя на верхах ощущалась вуаль. Басам явно не хватало энергии. Вероятно, с балансным кабелем будет лучше, но вряд ли картина кардинально изменится. Выполненный на дискретных элементах и работающий в А-классе Stello HP 100 играет интереснее — у его естественнее края диапазона, звук более наполненный и правдоподобный. Так что обзавестись приличным внешним усилителем для головных телефонов всё же придётся. Такова суровая аудиофильская правда: стоит только приобрести один достойный аппарат, как нужно изыскивать средства на обновление других элементов системы.


ПОРАДОВАЛО

Звук — реалистичный, эмоционально выразительный и комфортный. Добротное исполнение самого аппарата. Возможность подключения балансных наушников.

ОГОРЧИЛО
Не самая удачная реализация переключения входов. Не отображается частота сэмплирования входного сигнала. Усилитель для наушников недостаточно высокого класса.

ASUS Essence III
Производитель: ASUSTeK Computer Inc. (Тайвань) www.asus.com/ru
Аудиопроцессор: C-Media 6632 II ЦАП: 2 х AD1955!II Операционные усилители: 6 х AD827SQ (керамические), 2 х MUSES 02, 4 х OPA2227P II Возможность замены ОУ: да! II !Цифровые интерфейсы: USB, Coaxial, Toslink, AES/EBU!II |Выходы: 2 х XLR, 2 х RCA, для головных телефонов: 1 x 6,3 мм (1/4''), 2 x mini-XLR (балансные) II Входы: аналог стерео (2 х RCA) III регулировка уровня: раздельная для линейных выходов и наушников II |Частота сэмплирования и разрешение (S/ PDIF, USB ASIO): 44,1/48/8,.2/96/176,4/192 кГц @ 16/24 бита! II |Прямое преобразование DSD (USB ASIO): DSD64/2,8 МГц; DSD128/5,6 МГц!IIдиапазон частот (-3 дБ, 24 бита/192 кГц): 10 Гц — 48 кГц! II Ютношение сигнал/шум (взвешенное, выход на наушники): 117 дБ IIIITHD+N (1 кГц, выход на наушники): 0,0005% (-105 дБ) II Выходное напряжение (RMS): XLR 4,0 В, RCA 2,0 В, на наушниках 7,0 в! II !Габариты: 322 x 228 x 71 мм II Масса: 4,0 кг II Цена: 89970 руб.

КОМПОНЕНТЫ
Цифровой источник Windows-компьютер с PCI-интерфейсом ASUS Xonar Essence ST
Внешний ЦАП PS Audio PerfectWave DAC MkII
Акустические системы Yamaha Soavo-1
Интегральный усилитель Musical Fidelity A5-INT
Кабели межблочные Musical Wire Cadence Signature RCA, акустические Tchernov Cable Classic IC
Цифровые кабели: Audioquest Cinnamon USB 1,5 м, коаксиальный Furutech FX-Alpha-Ag 1 м, оптический Oehlbach XXL 80
Головные телефоны Sennheiser HD 650
Усилитель для наушников April Music Stello HP 100


МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

1. Сборник «Burmester Reference CD II» FLAC 44,1 кГц/16 бит
2. Diana Krall, «The Girl In The Other Room». FLAC 88,2 кГц/24 бита
3. «McIntosh Spectacular Reference». FLAC 192 кГц/24 бита
4. Deep Purple, «Machine Head». FLAC 96 кГц/24 бита
5. Larry Adler and Various, «The Glory of Gershwin». FLAC 44,1 кГц/16 бит.
6. «Opus3 DSD Showcase Й». DSD64


По материалам издания Салон Audio Video
текст: Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить