Pult_ru.gif


All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1 Рейтинг 4.25 (4 голосов)

Я думаю, что компания Naim не нуждается в представлении. В глазах многих аудиофилов и меломанов эта компания обладает культовым статусом. Сегодня у нас на тесте цифро-аналоговый преобразователь Naim Audio DAC. 

Звук: Для тестирования нового ЦАПа фирмы Naim я использовал два источника: Linn Unidisk 1.1 (он подключался через цифровой BNC-кабель Naim) и сервер Olive 4HD (с RCA-кабелем ViaBlue). Мы оценивали звук, проигрывая как формат CD (16/44,1), так и форматы высокого разрешения - 24/96 или 24/88,2 (Linn при этом проигрывал диски DVD-V и DVD-A). Кроме того, я подключал флэшку, содержащую файлы самых разных форматов - от 16/44,1 до 24/96.

Тестовые CD я решил проигрывать в том же порядке, что и при последнем тестировании Olive. Для начала я загрузил в лоток Linn диск Tarantella Ларса Даниэльссона (ACT, 9477-2, 2009). С первых же нот стало ясно, что Naim делает акцент на ритме и драйве. Учитывая тот факт, что Naim так и должен звучать, моё замечание, знаю, звучит довольно банально - но что делать, если это правда. Точный ритм и такт Naim ценит превыше других аспектов звука. Аппарат обладает прекрасным и точным чувством времени - все ноты звучат именно тогда, когда они и должны звучать. Создаётся ощущение, что где-то в этом маленьком корпусе скрыт метроном.

Столь безупречное чувство такта и ритма мне не встречалось среди аппаратов в этой же (или даже следующей) ценовой категории. Ни одна часть частотного спектра не выделяется больше других. И лишь прямое сравнение с Linn, проигрывающим тот же самый материал через аналоговые выходы, позволило отметить небольшую сухость и ужесточение в нижней части среднего диапазона и в верхней части баса. Высокие частоты звучали отлично, тембр и реверберация тарелок передавались с большой точностью. Превосходно проигрывался и бас. Контрабас звучал с приличествующей ему весомостью и приятной тональностью. Звуковая сцена отличалась шириной, источники звука не перемешивались. Звуковые образы имели, без сомнения, свои должные размеры, локализация источников в пространстве была практически идеальной, их контуры легко угадывались. И лишь глубина сцены была немного короче по сравнению с моим эталонным проигрывателем. В результате, внимание слушателя сосредотачивалось на переднем плане. Впрочем, вполне возможно, что это сделано с умыслом. Похоже, что именно в такой интерпретации трёхмерного звукового пространства и заключается фирменное звучание Naim. По крайней мере, все другие аппараты Naim, которые я слышал, вели себя в этом отношении подобным же образом.

Берём следующий диск - проект Жан-Мишеля Жарра Geometry of Love [Aero Productions/Warner Music, 2564 60693-2, 2003]. И снова ЦАП сосредотачивает внимание слушателя на ритме музыки, делая его лейтмотивом. Звучание правдоподобно, очень хорошо передаются цвета синтезаторов - они звучат жирно и насыщенно. К сожалению, запись не отличается аудиофильским качеством, все её огрехи легко слышны. Но Naim не подводит и здесь - погрешности в качестве записи убраны на задний фон, приоритет отдан всё-таки самой музыке. И это важно. Не все цифровые источники в этом или даже следующем ценовом сегменте обращаются с неидеальными записями столь же деликатно.

Пришёл черёд посмотреть, как ЦАП справится с саундтреком из фильма Падение Чёрного Ястреба [Decca, 017 012-2, 2001]. Разумеется, прежде всего я включил свои любимые треки Barra Barra с Рашидом Таха и Gortoz a Ran – J’Attends с Лизой Джеррард. Вокал звучал феноменально на обоих композициях и произвёл на меня самое приятное впечатление. Голос Лизы звучал глубоко и чувственно, а Рашида - колоритно, но при этом без какого-либо намёка на шероховатость. Я считаю, что такой звук обусловлен очень чистым звучанием и высоким разрешением ЦАПа в области средних частот. По сравнению с моим плеером, я не заметил отмеченной выше сухости в нижней области СЧ, на которую я обратил внимание, когда слушал упомянутый выше диск Ларса. Хм, любопытно… ЦАП хорошо обращается с музыкальными инструментами, правильно расставляет их на сцене и наполняет пространство между ними воздухом. Как темп музыки, так и её ритм передавались абсолютно без каких-либо искажений.

Следующий диск – альбом '88 Basie Street Бейси Каунта [Fantasy/JVC, JVCXR-0021-2, 1987]. Большое количество инструментов и сложные аранжировки нисколько не испугали Naim. ЦАП справился со столь сложной музыкой безупречно: в цельном звучании всего оркестра можно было, тем не менее, отследить звучание каждого отдельного инструмента. В этот момент у меня возникло ощущение, будто ЦАП слегка округляет и подслащивает верхние частоты, в результате чего духовые медные инструменты – прежде всего, трубы – звучат чуть с меньшей напористостью и энергичностью, чем обычно. С другой стороны, звуковая мощь вполне соответствовала размеру оркестра. Диск также позволил хорошенько оценить звуковое разрешение в каждом частотном диапазоне. Все частоты звучали как минимум хорошо, но особенно мне понравился средний диапазон – в первую очередь своей правильной передачей реверберации звучания инструментов. Но вот пришла пора переходить к форматам высокого разрешения -, а именно к альбому Pigeon's Retrospective Ребекки Пиджон в формате FLAC 24/96 Chesky Records/HD Tracks, SACD242, 2003] на DVD-V (LPCM). В роли источников выступали Linn и сетевой диск плеера Olive.



ЦАП отреагировал на подачу сигнала высокого разрешения включением светодиода HD, но в остальном изменения были минимальны. Мне лишь показалось, что звуковая сцена стала чуть глубже, звуковые ноту затухали чуть дольше и, в целом, разрешение звука немного повысилось – но, честно говоря, изменения были едва заметны. Я бы сказал, что эти улучшения были как точки над i – они, как последний штрих, не могли кардинально изменить изначально хорошее качество CD. По-моему мнению, это свидетельствует о высоком уровне ЦАПа. Naim попросту не нуждается в файлах высокого разрешения, чтобы продемонстрировать свои качества.

Пришло время послушать, как Naim относится к классике на примере диска Messiah Генделя Messiah [Linn Records, CKD 285, 2007, FLAC 24/88.2]. В качестве источника выступил снова Olive. Как звук большого оркестра с диска выше не вызвал у Naim затруднений, так и сложность классических композиций Генделя оказалась для него семечками: он без труда выстроил инструменты в идеальном порядке на широченной сцене, правильно воссоздал пространство и передал акустику зала. В целом, звук был именно таким, каким он и должен быть. ЦАП легко отслеживал тембры и оркестра в целом, и каждого отдельного инструмента. Приятно поразила как микро-, так и макродинамика. Единственное нарекание, пожалуй, вызывала глубина сцены – она оставляла желать лучшего.

ЦАП обращался с ритмом настолько аккуратно и чётко, что я решил загрузить в плеер Linn концертные альбомы Minimum-Maximum группы Kraftwerk Maximum [Kling Klang/EMI, 560 6112, 2005, CD]. Мой любимый трек Elektro Kardiogramm на втором диске звучал просто превосходно – настолько, что я раз десять нажимал кнопку повтор, чтобы послушать его снова и снова. Феноменальный ритм, чёткая тональность синтезаторов, прекрасное звучание цифровым образом обработанных голосов – в общем, придраться было не к чему.

Наконец, мне захотелось услышать, как Naim будет работать с файлами с флэшки. Его функциональность в этом плане оказалась, увы, несколько ограниченной. Он смог прочесть файлы лишь из основной папки – причём только в формате WAV. Передвигаться от одного файла к другому можно было лишь путём нажатия клавиш вперёд и назад. К счастью, если на USB-флэшке присутствуют другие файлы, не поддерживаемые Naim, то они просто игнорируются, не создавая при этом никаких проблем. Звучание файлов с флэшки ничем не отличалось от звучания других дисков выше.

Naim очень удачно дебютировал в категории цифрово-аналоговых преобразователей. Прекрасная функциональность, великолепный звук – и всё это при довольно разумной цене. Те слушатели, которые подумывают об апгрейде своего имеющегося ЦАПа или ищут партнёра для своего компьютера или медиапроигрывателя, должны обратить внимание на новинку от Naim. Для многих он будет идеальным решением. Рекомендую.

Описание: Внешне ЦАП выглядит как типичный аппарат компании Naim: плоский чёрный корпус, толстая алюминиевая лицевая панель, где в центре красуется слегка утопленное и подсвеченное зелёным цветом лого компании. Все элементы управления сгруппированы на правой стороне лицевой панели. Присутствует разъём USB типа А, два зелёных светодиода (SYNC – синхронизация с приводом и HD – сигнал высокого разрешения), и пять круглых кнопок, с помощью которых можно выбирать вход и управлять воспроизведением файлов с USB-флэшки.



Каждая из кнопок при нажатии загорается зелёным цветом. Задняя панель корпуса выглядит довольно интересно. Справа располагаются аналоговые DIN-разъёмы в фирменном стиле Naim и внушительного вида позолоченные RCA-разъёмы. Чуть ниже – два небольших переключателя: один для переключения между DIN и RCA, другой для разъединения сигнала от заземления корпуса для предотвращения проникновения помех.

Чуть левее располагаются цифровые входы – по паре BNC и RCA S/PDIF и четыре TOSLINK. Итого – восемь входов. Рядом расположен многоштырьковый разъём для подсоединения дополнительного внешнего источника питания – типичная опция для большинства аппаратов фирмы Naim. Присутствуют второй USB-порт (при одновременном использовании приоритет имеет USB-порт на передней панели) и входной IEC-разъём питания с выключателем. Расположение последнего, по всей видимости, предполагает, что аппарат должен оставаться включённым постоянно. Именно так я и поступил – включив ЦАП, я не выключал его до самого конца тестирования.



Заглянуть под верхнюю крышку корпуса оказалось не так-то легко - пришлось немного помучиться из-за неудобного расположения крепёжных винтов и необходимости использовать специальную отвёртку. Тем не менее, сняв крышку, мы обнаружили, что внутренний объём корпуса примерно на четверть занят большим тороидальным трансформатором со множеством вторичных обмоток. Плата, расположенная в центре, отвечает за выпрямление тока и его фильтрацию. При этом стабилизация сигнала происходит на главной плате раздельно для цифровой и аналоговой секций. Цифровая секция расположена около лицевой панели. Монтаж деталей на плате выполнен поверхностным методом. Сердцем цифровой секции является сигнальный процессор Sharc компании Analog Devices, он осуществляет первоначальную цифровую обработку сигнала.

 


Согласно информации от Naim, данный чип выполняет функцию цифрового фильтра с разрешением 40-bit. Помимо этого процессора на плате имеется USB-приёмник - чип Blackfin, а также ещё один специальный чип для интеграции с iPod. После первичной обработки сигнал поступает на два цифро-аналоговых преобразователя PCM1704 фирмы Burr-Brown – по одному на каждый канал. Тактирующая схема очень большая и оснащена двумя кварцевыми генераторами тактовых импульсов, работающими на разных частотах. Схемы преобразования ток-напряжение и фильтрации восстановленного сигнала собраны полностью из дискретных элементов, состоящих из foil-конденсаторов и металлизированных резисторов.
Фильтрация происходит в два этапа. Схема выходного усилителя построена с использованием дискретных компонентов и располагается около выходных разъемов. Выходные разъёмы активируются с помощью реле. Цифровые входы располагаются на отдельной плате, причём каждый из них гальванически изолирован с помощью трансформатора. Экранированный компьютерный шлейф соединяет эту плату с цифровой секцией материнской платы.


Технические данные (по информации производителя):
Аудио-выходы: RCA & DIN (с переключением)
Номинальное выходное напряжение: 2,2 VRMS
Частотный диапазон: 10 Гц – 20 кГц (+0,1dB / -0,5dB)
Гармонические искажения, всего <0,002%
Входы: 8 x S/PDIF (коаксиальные разъёмы BNC х 2, коаксиальные разъёмы RCA х 2, оптические разъёмы TOSLINK х 2), разъёмы USB х 2
Поддерживаемые форматы: WAV (LPCM до 768 кГц/32-бит)
Максимальная частота поддерживаемого сигнала на входе: USB – 768 кГц/32-бит; S/PDIF – 32 кГц-192 кГц/24 бит; iPod/iPhone - максимум 48 кГц
Потребляемая мощность: < 30VA
Размеры (В x Ш x Г): 70 x 432 x 30 мм
Вес: 5,6 кг


По материалам издания Six6Moons

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить