\



Pult_ru.gif


All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1 Рейтинг 3.00 (2 голосов)

Этот обзор был самым тяжёлым для меня по многим причинам, отчасти потому что этот этот ЦАП отправил меня в путешествие, похожее временами на погоню за диким гусём. Но вот я здесь, и если вы, дорогие читатели, дочитаете этот обзор до конца, то поймёте, что пойманный гусь оказался золотым. 

К этому моменту многие из вас знают, что этот ЦАП является детищем Теда Смита, опытного инженера/дизайнера/вундеркинда, работавшего над созданием этого устройства более 10 лет. В течение этого времени существовали две проблемы: во-первых, на тот момент не существовало технологий, позволявших ему осуществить задуманное, а во-вторых, по сути он являлся лишь парнем из лаборатории, не имевшим возможности производить и распространять ЦАП такого рода. Первая проблема со временем разрешилась. Стали доступны такие компоненты, как ПЛИС Xilinx Spartan 6 FPGA. Вторую проблему решил Пол МакГоуэн из известной компании PS Audio. Он предложил Теду свою помощь, и в результате на свет появился DirectStream DAC, ставший революционным устройством в линейке ЦАП PS Audio.

Это устройство обозревалось многими изданиями, так что если Вам интересны подробности технического характера, например, из чего он сделан, габариты, масса и фотографи его внутренностей, то Вы можете найти эту информацию в тех обзорах. Я не так хорошо разбираюсь в этом, поэтому предоставлю возможность писать об этом профессионалам. Я же попытаюсь донести до читателя мой взгляд на это устройство как аудиолюбителя, прослушавшего множество ЦАП за последние несколько лет (описание моей системе можно найти по ссылке, но при тестировании использовались и недавно приобретённые мной динамики Aerial Acoustics 20T).

Впервые мне захотелось прослушать этот ЦАП, когда я со своей женой был проездом в Боулдере, штат Колорадо, и остановился в штаб-квартире PS Audio, чтобы встретиться с Полом (спасибо моему другу и главному директору MG Audio Design Грегу Граффу за то, что организовал эту встречу и подвёз нас). Пол любезно провел мне экскурсию, и мне стало очевидна, что в этой компании знают, что делают: им известны свои сильные стороны и они чувствуют длительную поддержку со стороны удовлетворённых потребителей. Тем не менее, этот ЦАП был нов для всех них и выходил за пределы того, что они делали (это только моё мнение): они никогда не делали устройство с поддержкой DSD, и, насколько мне известно, DS является их самым дорогим изделием на сегодняшний день. Пол был готов к этому, и он очень ценил присутствие Теда Смита в своей команде.

Как дизайнер ЦАП, Тед известен выбором стандартных микросхем, каждая из которых отличается высочайшим качеством воспроизведения музыки, и подбором соответствующих компонентов к ним (аналоговые каскады, довольно мощные источники питания и т.д.). Некоторые микросхемы, такие, как повсеместная ESS Sabre 9018, имеют невероятную частоту дискретизации, но при попытках обуздать эту мощь звук становится резким и острым, как лезвие бритвы, напрочь убивающим ощущение того, что для вас играют настоящие музыканты. Такие люди, как Джордж Клиссаров (exaSound) и Сюаньцянь Ван (Xuanqian Wang) (Auralic) нашли способ совладать с этим зверем, и результат говорит сам за себя.

Но Тед считал, что ни один стандартный чип не справится. Он боролся за свою любовь к DSD (и его возможностям по уменьшению шумов) в связке с шумными PCM фильтрами типа Brick Wall. Но что если можно взять любой формат, как бы отправить его в глубокий космос, увеличить базовую частоту дискретизации, скажем, до 30 МГц, дать поработать всем известным PCM- и DSD-фильтрам и вернуть его на земную орбиту в 5,6 МГц? Тогда шум должен оказаться совсем мал, и звук можно отправлять аналоговым частям PS Audio. Будет ли звук лучше?

Познакомьтесь с программируемой пользователем вентильной матрицей (ППВМ, мой аудио-акроним года). Это что-то вроде чистого листа для микросхем ЦАП, позволяющий Вам запрограммировать на нём всё, что угодно. Код может содержать десятки тысяч строк, но хорошая/плохая новость заключается в том, что однажды, ступив на эту скользкую дорожку жизни, производитель ЦАП становится ещё и производителем ПО. Почему это хорошая новость? Потому что покупатель приобретает продукт, имеющий возможность обновления прошивки, тем самым улучшив свои характеристики. Всё современное аудиооборудование содержит в своем составе программное обеспечение, тогда почему бы производителю не создать ПО, позволяющее привносить в продукт исправления и улучшения огромного масштаба? Такие компании, как PS Audio и Chord отлично подходят для реализации данной задумки, так как это немолодые организации, обладающие достаточными знаниями для осмысленной организации процесса доставки обновлений. В чём же тогда плохая новость? Дело в том, что не все компании могут взять это на себя, и не все компоненты могут быть обновлены. К слову, для данного устройства уже выпущено два больших обновления ППВМ и драйвера, и звук улучшился в обоих случаях.

PS Audio DirectStream DAC поддерживает PCM- и DSD-аудио вплоть до 24/352.8K PCM (или DXD) and DSD128 (или 2X DSD) и содержит неимоверное количество цифровых интерфейсов: на задней панели находятся коаксиальный и TosLink S/PDIF (до 96 КГц), USB, AES/EBU и фирменный I2S-вход (для него используется разъем от HDMI). Все они связаны с помощью I2S с ППВМ. Также имеется вход для смарт-карты, предназначенной для обновления USB драйвера или прошивки ППВМ. Есть и Ethernet разъём, полагаю, для фирменного продукта Bridge.

На передней панели DS располагается неплохой сенсорный экран (улучшенный по сравнению с PerfectWave DAC), который наряду с пультом ДУ отвечает за выбор входа, усиление ВЧ/НЧ, уровень громкости, баланс, информацию о версии ПО и характеристики входного сигнала: формат и частоту дискретизации.

Замечание: я не большой любитель сенсорных дисплеев, а учитывая, что мой ЦАП находится от меня дальше расстояния вытянутой руки, информация на нем в таком положении не читаема (отчасти из-за моего плохого зрения). Но это лишь моя проблема. Экран может быть отключен дистанционно, а судя по опыту моего использования устройств PS Audio, он не сильно повлиял на стоимость DS.

Корпус ЦАП представляет из себя красиво сделанную серебристую или чёрную копию Perfect Wave Transport с вручную отполированной и лакированной крышкой из МДФ. Очень красиво. Как и должно быть для цены в $6000 (или $4000 для членов долгосрочной программы обновления PS Audio, согласно которой они могут обменять свой старый ЦАП на новый с доплатой).

Кто-то, но не помню кто, сказал мне, что DS потребуется серьезный прогрев. Тед был категоричен, но всё же дал мне несколько советов, позволяющих ускорить этот процесс (например, при работе на низком уровне громкости увеличивается потребление от блока питания и т.д.). Но у меня, как всегда, есть и хорошая новость, и плохая. Хорошая заключается в том, что ничего в этом ЦАП не нагревается. А плохая – для прогрева нужно тепло! Поэтому я набрался терпения на следующие 800 часов. Почему? Почему бы просто не слушать и наслаждаться? Что ж, ответом послужит рассказ о моих первых месяцах с DirectStream.

Я подключал к DS всё, что мог: ПК с запущенным Jriver/Jplay, используя Hi-End USB-карту и кондиционер линий питания, Auralic Aries через SB/Toslink/S/PDIF/AES, Aurender Linux сервер через USB и т.д. Но звук оставался безликим, ему не хватало яркости и теплоты. Да, он был чрезвычайно плотный, чёткий и детализированный, как изображение какого-нибудь топового 4К дисплея с CES. Я впервые в жизни услышал такие нюансы на своих любимых аудиозаписях, о которых ранее даже не подозревал, причём на очень небольшой громкости. Из-за выше упомянутой детализации слушать записи демо-качества на этом ЦАП очень трудно. Я даже не пробовал включать свои любимые треки, потому что боялся, что услышу на них то, что меня разочарует. Если вернуться к экранной аналогии, то можно сказать, что DirectStream – это чёрно-белый 4К дисплей. Он обладает невероятной детализацией, но цвета отсутствуют напрочь. Энсел Адамс в чёрно-белом хорош. “Звёздные Воспоминания” в чёрно-белом всё так же смешны (хотя и не так, как предыдущие работы Вуди Аллена). Но моя любимая музыка в чёрно-белом?.. Музыка - это не кино. Мне было скучно. Я перепробовал всё. Я положил DS на полку и вернулся к нему только через несколько недель. Можно включить самую яркую и динамичную музыку, поставить самые “яркие” лампы Mullard на предусилитель – и никакого облегчения, всё та же чёрно-белая картина за новым занавесом.

Я был в замешательстве и уже думал начать писать о том, что этот ЦАП будет противоядием для тех, чьи системы были слишком тёплыми и яркими. Но это трудно назвать комплиментом. DS не подходил моей системе, но быть может подойдёт той, в которой хватает яркости и энергии? Возможно. Я не говорю, что моя система является сугубо аналитичной и педантичной, поэтому я и расстроился от того, на что будет похож мой обзор… На бросание камней в огород хорошей компании и хороших людей.

Несколько недель назад я получил звонок от своего друга, Хесуса Р из Sonore. Он хотел, чтобы я прослушал его флагманский UPnP-рендерер, Sonore Signature Rendu. Это Ethernet-SPDIF (или I2S-HDMI) конвертер/рендерер. Конечно, почему бы и нет. Пару недель спустя он прибыл, и я подключил его через BNC/SPDIF к моему Chird Hugo. Хмм... Очень неплохо. DirectStream, успевший запылиться за то время, пока я решал в каком ключе писать обзор, звал меня, чтобы я прослушал его.

Хесус очень горд работой, проделанной над Signature Rendu, особенно над очень слабым джиттером, выходом I2S очень высокого качества (совместимым с некоторыми I2S HDMI разъёмами на некоторых ЦАПах, включая DirectStream). Интересно, что, установка Rendu потребовала от меня установки старого источника питания PS Audio P300, т.к. из-за помех в моей сети у Rendu переодически отваливалось LAN-соединение (согласно Хесусу, это скоро исправят). После успешной установки запитанного P300 Sig Rendu, я нашёл отличный Nordost HDMI-кабель и вошёл в мир I2S (я не могу передать, сколько устройств, побывавших в моей комнате привлекали меня этим типом соединения, но это был первый раз, когда я имел возможность соединить таким образом источник и приёмник).

Я приступил к прослушиванию в понедельник в 8 вечера. Моя первая проба этой связки, безо всяких глупостей вроде ванны с вином, длилась до 3 утра. Это мечта, рай на Земле для аудиофила, претендент на одно из двух или трёх лучших прослушиваний в моей жизни. Из-за своего высокомерия, удивление сменилось смехом. Да, я думаю, пару раз я действительно засмеялся в голос, слава Богу, что все в это время спали и не слышали меня. И опять аналогия с дисплеем: не только появились цвета, но он стал 3D (без очков, конечно) и у него был самый чёрный цвет из всех его оттенков. Но почему, почему DirectStream взорвался красками, тонами, ритмами, ясностью, удивительной плотностью и общей музыкальностью которой я никогда не слышал, именно через этот интерфейс? Тед уверял меня, что они все идентичны. Да, дело определённо в Signature Rendu, и ему нужен партнёр, а DirectStream звучит так, как будто они с Rendu тайно танцевали в течение лет тридцати.

I2S – это нативное соединение, под этим я имею в виду две вещи:


1. И PCM, и DSD передаются необработанными, т.е. нет нужды в DoP ( режим DSD over PCM, для которого иногда требуется запоковывание потока в wav или FLAC), так что при использовании Minimserver ему не нужно выполнять DoPwav команды, даже если вашему прошлому рендереру это требовалось;

2. Этот не обременённый ничем сигнал передаётся прямо на ППВМ Xilinx FPGA Spartan 6. До сегодняшнего дня я не знал, как звучит джиттер, но, начиная с той ночи, я начинаю думать, что знаю, как звучит музыка без джиттера.

Вне зависимости от того, были ли это демо-треки или что-нибудь из моего плейлиста, эта связка явила передо мной самую музыкальную, точную (и это не противоречие) и детализированную звуковую сцену. "Strange Fruit", классика Билли Холидея, с альбома New Moon Daughter (Blue Note, 24/192) Кассандры Уилсон содержала ту влажность и естественность, которую я и ожидал услышать от этой песни, а соло на кларнете в начале песни занимало идеальное место на заднем плане в левой центральной части звуковой сцены. Затухание звучало так натурально, как только могло (хотя не уверен, меня не было рядом во время записи). На недооценённом сольнике Кита Ричардса Main Offender (Virgin, redbook) отлично запечатлён рокот усилителей, и на правильных системах альбом будет звучать живо и чертовски динамично. На "Will But You Won't" вы действительно можете услышать, как включается второй гитарный микрофон. Действительно потрясающе!

Эти два случая являются примером воспроизведения PCM на устройстве, которое работает с потоком в формате DSD128. Кстати говоря, что DSD, что DSD128 – оба они подвергаются оверсемплингу на входе. 6-й альбом Питера Гэбриэла Us (Geffen, DSD) примечателен тем, что имеет SACD мастеринг, являющийся шагом вперед. Это мой любимый альбом для тестирования DSD воспроизведения. DS не разочаровал: комбинация из "Only Us"/"Washing of The Water" является отличным тестом для атаки, тональности перкуссии и уровня шума. Начну с последнего. Не знаю, в I2S дело или нет, но DS воспроизводит ясный, крайне детализированный, воздушный и динамичный звук с минимальным шумом, именно это позволяет слышать эти тонкости и нюансы. Я сидел в течение 58 минут (продолжительность альбома) разинув рот от энергии и комбинации оттенков и тонкостей, которые я слышал. И да, как закоренелый компьютерный аудиофил, я почти НИКОГДА не слушаю альбомы целиком. Я не горжусь этим. Но когда утомление не страшно (и мне не нужно идти на работу следующим утром), эта система соблазняет меня слушать её вновь и вновь.

Другие DSD записи, включая мою любимую коллекцию сонат Бетховена Мэри Кодамы (Pentatone, DSD), проигрывались с энергией, шипением (когда оно к месту) и объёмной звуковой сценой. Было ли это лучшее DSD, которое я слышал? Наверное нет, так как динамика составляла около 95% от лучшего на моей памяти), но в качестве двухформатного ЦАП (PCM и DSD) DS сносит башню, и я даже не думаю о других ЦАП (знаю, что это звучит странно). Когда DS воспроизводит DS128, как, например, в сборнике оцифровок Эрика Бибба A Selection of Analogue (Opus 3, DSD128), его серьезный, но мягкий голос проигрывается крайне детализировано, без жертвенной тональности и, пожалуй, аналоговой натуральности. Или это педальный орган и хор Deacon на "Where the Green Grass Grows", или же это соло на слайд-гитаре, но ощущение расслабленности музыки Эрика Бибба передано просто прекрасно.

Этот ЦАП трудно классифицировать. С одной стороны, он использует “слишком-DSD”, но с другой, он проигрывает PCM даже лучше, чем DSD. Использование интерфейса I2S, на мой взгляд, обеспечивает лучший звук, затем USB и остальные входы. Кстати, он ещё является представителем класса открытых систем с поддержкой UAC2, что означает отсутствие необходимости установки драйвером на MAC и Linux. Эта замечательная особенность не должна остаться незамеченной.

Итак, что же делать тому, кто не может воспользоваться I2S интерфейсом (все мои ощущения были описаны при прослушивании через I2S)? Я пытался прослушивать его, используя другие входы, включая USB высочайшего качества, и хотя обновления немного улучшили звук через него (особенно USB через JCAT карту и JCAT кабель или TotalAC D1 кабель), для меня пути назад нет. Для двухформатного USB ЦАПа за $5000 он очень хорош и я рекомендую его к покупке. Если рассматривать его как I2S ЦАП, то у него альтернатив, как мне кажется, нет. А если вы владеете Signature Rendu, то сдайте кровь, продайте что-нибудь, но купите DS! И да, не забудьте прогреть его в течение 800 часов или более, хотя не знаю, как он будет звучать “холодным”… Может даже и совсем неплохо!

По материалам издания Computeraudiophile
Автор Тед Брейди
 

Комментарии  

+1 #1 Sergey 23.02.2016 13:24
А как с потоками dsd2.8 и 5.6?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить