\



Pult_ru.gif


All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Производители винила в попытке вернуть формату былую популярность искусно подпитывают бытующее в аудиофильской среде мнение о том, что музыка и цифра — два вещи несовместные. Сумеет ли опровергнуть его этот высококлассный компонент?

1.jpg

ЦАП выполнен в том же дизайнерском ключе,
что и другие компоненты линейки FMJ, поэтому
будет великолепно смотреться вместе с ними.

ДОСТОИНСТВА
* Высококачественный тракт ЦАП
* Балансная шина

НЕДОСТАТКИ
* Не регулируется громкость

Arcam FMJ D33 128 000 Р*

Британская фирма Arcam знаменита в первую очередь как производитель аппаратов, которые стоят десятки тысяч рублей, а звучат на сотни тысяч. Есть среди них и цифроаналоговые преобразователи (см., в частности, материал «Большой шаг вперед» в № 1, 2013). Однако на ценнике D33 стоит шестизначное число, что в связи с упомянутым выше обязывает ко многому. Представители фирмы это понимают прекрасно — недаром руководство по эксплуатации начинается с заверения: перед вами референсная модель, воплотившая весь многолетний опыт фирмы по разработке цифроаналоговых преобразователей (заметим, что Arcam является в данной отрасли одним из первопроходцев). Как соотносится желаемое с действительным?

Будучи представителем топовой линейки FMJ (Faithful Musical Joy, что в вольном переводе означает «наслаждение достоверным воспроизведением»), D33 внешне скромен как истинный джентльмен. Не превышая по габаритам стандартный CD-проигрыватель, аппарат имеет цельнометаллический корпус пепельно-серого цвета с чуть скругленным фасадом. Дисплей отсутствует (он наводил бы дополнительные помехи), за индикацию отвечают светодиоды. Предусмотрен прямой доступ к подключенным источникам и выбор одного из двух выходных фильтров.

Тыловая экипировка дает возможность подключить любой источник цифрового сигнала — от i-устройства и компьютера по USB до High-End-проигрывателя по AES/EBU. Хотите установить ЦАП в закрытую стойку? Пожалуйста — имеются входы релейного сигнала 12 В и команд с внешнего ИК-приемника, а также порт интерфейса RS-232 для включения D33 в мультирум-систему. Что касается выходов, то в них тоже нет недостатка: две пары несимметричных линейных и балансный.

Под капотом находится самый совершенный на сегодня тракт цифроаналогового преобразования: два конвертера Burr Brown РСМ1792 (по одному на каждый канал), источник питания с парой тороидальных трансформаторов, аудиофильские компоненты и четырехслойная печатная плата. С джиттером, главным врагом качественного воспроизведения цифрового аудио, борется патентованная технология JetPLL, устраняющая временные ошибки во всем спектре, а не только на пиках сигнала. В результате, по заверениям представителей фирмы ТС, автора этой технологии, расширяется динамический диапазон и повышается четкость звуковых образов.

Устройство оснащено двумя интерфейсами USB В — «обычным» 1.1 и высокоскоростным 2.0. Парадоксальное, казалось бы, решение {кому нужен USB 1.1?) четко обосновано. Во-первых, порт 1.1 гальванически развязан от системы питания компьютера, что для качественного воспроизведения очень важно. Во-вторых, работа с ним не требует установки драйверов. Недостаток интерфейса в том, что по нему не читаются записи с размерностью выше 24/96. Например, если вы задумаете воспроизвести файлы 24/192 с компьютера, придется установить специальный драйвер (с прилагаемого к D33 компакта), а также переключить порт и тумблер на задней панели ЦАПа, i-устройство подсоединяется к разъему USB типа А, работающему на специальный чип Apple, который поддерживает IPhone 4/4S, iPod Touch четвертого поколения, iPad или iPad 2. Как же поет эта электронная птица?



Перед вами референсная модель,
воплотившая весь многолетний опыт
фирмы Arcam по разработке
цифроаналоговых преобразователей.


Поначалу звучание показалось стесненным, но после нескольких часов прогрева это ощущение исчезло. Первое, что с блеском продемонстрировал аппарат, — колоссальная разница в качестве между сжатой музыкой и CD-файлами. Курильщику, чтобы отвратить его от пагубной привычки, показывают снимок почерневших легких.

2.jpg

[01] — Под капотом находятся два тороидальных трансформатора
для раздельного питания цепей обработки сигнала и управления.

3.jpg

На пульте ДУ имеется регулятор громкости,
однако он предназначен для усилителя Arcam.
Линейные выходы ЦАПа — фиксированные, на
подключение к мощнику он не рассчитан, а жаль.

Если же вам вздумается доказать любителю «эмпэтрешек», чего они на самом деле стоят, дайте ему прослушать через D33 один и тот же трек в lossy- и lossless-варианте. Вы получите массу удовольствия, наблюдая, как его брови ползут к самой макушке. Впрочем, это не фокус; важнее то, с каким тщанием ЦАП воспроизводит файлы высокого разрешения. Не скажу, что это всегда идет им на пользу, поскольку аппарат с одинаковым хладнокровием выявляет как достоинства, так и недостатки. Например, излишне ретивые звукоинженеры при записи женского вокала приподнимают частоту 11 кГц (типичный пример — треки Милен Фармер), и появляющийся в результате звон экзаменуемый скрывать не пытался. Зато если трек сделан грамотно, слушать его вы будете с истинным наслаждением. Особенно хочется похвалить бас — сбалансированный, упругий, прекрасно управляемый. Тракт D33 качественный настолько, что изменение алгоритма фильтрации практически ничего не дает — очевидно, требуется длительный эксперимент, на который у нас просто не было времени. Тем не менее опыт по сравнению «твердотельной» и «виниловой» музыки мы провести успели — сопоставили звучание классического альбома Uriah Неер «Demons and Wizards» с CD, винила и оцифровки 24/96 с винила. Выяснилось очевидное — компакты звучат по-иному, особенно на краях диапазона. Собственно же винил отличить от оцифровки (равно как звучание файлов с частотой дискретизации 96 кГц и 192 кГц) способен лишь человек с чувствительнейшими ушами. Остальное — от лукавого.

4.jpg

[02] — На задней панели два асинхронных порта USB В и один USB А,
по паре оптических и коаксиальных входов цифрового аудио, а также
балансный вход AES/ EBU, гнездо RS-232, входы триггера 12 В
и внешнего ИК-приемника; балансный и два несимметричных выхода.

Измерения

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Звук
• Отношение сигнал/шум, дБ >110
• КНИ (20—20 000 Гц), % 0,0008
Конструкция
• Цифровые входы
Коаксиальный 2
Оптический 2
AES/EBU 1
USB А 1
USB В 2 (версия 1.1 и 2.0)
• Служебные входы
триггера 12 В +
RS-232 +
ИК-приемника +
• Аналоговые выходы
несимметричный 2
балансный 1
• ЦАП 2xBurr-Brown PCM 1792
• Масса, кг 6,2
• Габариты, мм 433x110x370
• Потребление, Вт 30
Функции
• Схема подавления джиттера JetPLL
• Выбор выходного фильтра +
Управление
• Пульт ДУ ЦАП/усилителъ
• Неравномерность АЧХ, дБ 0,48
• Дисбаланс каналов на 1 кГц, дБ (L-R) 0,03
• КНИ на частоте 1 кГц % 0,002
• Пиковая величина КНИ % 0,004

5.jpg

АЧХ/КНИ преобразователя

6.jpg

Отклик на прямоугольный импульс

7.jpg

Отклик на одиночный импульс

8.jpg

Спектр выходного сигнала в диапазоне до 20 кГц

9.jpg

Спектр выходного сигнала в диапазоне до 100 кГц

КОММЕНТАРИЙ

АЧХ у этого аппарата — как у CD-проигрывателя высокого класса: незначительный завал на басах и чуть больший (порядка 0,5 дБ) на высоких, что увеличивает комфортность звучания цифровых записей. Дисбаланс по каналам ничтожен (меньше 0,05 дБ). Великолепно ведет себя КНИ: пиковая величина больше опорной на 1 кГц всего в два раза, а в абсолютных цифрах составляет 0,004%, что без большой натяжки приравнивается к нулю. В спектре выходного сигнала разностные гармоники отсутствуют (очевидно, технология JetPLL знает толк в борьбе с джиттером), заметны лишь следы кратных гармоник от составляющей 20 кГц на пренебрежимо малом уровне -95 дБ. Единственное замечание — инвертируется фаза входного сигнала.


* УКАЗАНА ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ЦЕНА

По материалам издания Stereo & Video
Автор Вячеслав Саввов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить