Pult_ru.gif


All-Hi-Fi лучшие обзоры Hi-Fi-техники

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Какие возможности появляются у фирмы, когда объём её годовой выручки переваливает за 14 млрд. долларов? "Почти любые", скажите вы, глядя на компанию ASUS – и будете почти правы. Но если речь идёт о таком бизнесе как компьютеры, не следует отождествлять огромные производственные мощности и хорошую репутацию фирмы с налаженной инфраструктурой в области hi-fi техники.

 

Розничная цена: $399


Когда тайванский гигант решил-таки поместить свои лучшие модели звуковых карт во внешние корпуса (вспомним звуковую карту Xonar Essense One, недавно протестированную нами и получившую награды), получился очень хороший асинхронный 24/192 ЦАП /предварительный усилитель/усилитель для наушников - который, увы, было достаточно сложно продавать через традиционные дилерские сети, не предназначенные для продажи аудиотоваров. Собственное звуковое инженерное подразделение фирмы ASUS доказало на деле, что их наработки в области аудио "не лыком шиты". Тем не менее, я опасался, что объёмы продаж звуковой карты Xonar Essense One, несмотря на все комплименты, расточаемые ей экспертами, окажутся несоразмерно малы. Фактически, так и получилось. А вы можете себе представить, чтобы среднестатистический потребитель, выбирающий себе ноутбук ASUS в ближайшем магазине "MediaMart", вдруг отвалил бы за внешнюю звуковую карту (ЦАП) цену, сопоставимую с ценой самого компьютера ($899), после того как вдумчиво протестировал её с помощью наушников Audeze LCD-X и файлов высокого разрешения, воспроизводимых… каким, собственно, источником? Фантасмагория да и только!
"Сделай ЦАП и покупатели сами за ним придут". А вот фиг вам! После моего обзора Xonar Essense One мой электронный ящик был буквально засыпан письмами от читателей с одним и тем же вопросом: где и как можно купить эту карту? Продавцы в местных компьютерных магазинах разводили руками и говорили, что ничего не знают о существовании такой модели. Читатели докучливо вопрошали, какого чёрта я вообще берусь тестировать какие-то полумифические аппараты? Ладно, забыли. Переворачиваем страницу истории. Наступил новый день - встречаем модель STU ($399). Вот с такой суммой на ценнике дистрибьюторам ASUS продавать новинку будет гораздо легче. Если с помощью прилагающейся подставки поставить этот ЦАП вертикально, внешне его с трудом отличишь от NuForce. И это - вовсе не случайность. NuForce уже проник на европейский рынок массовой электроники, закрепиться на котором ASUS ещё только предстоит.


Проблема, собственно, вот в чём. Традиционные дилеры hi-fi-техники вымирают. На плаву остаются лишь магазинчики, торгующие всякой электронной и электрической всячиной - начиная от холодильников и кончая телевизорами. Они - не те места, куда мы обычно ходили в прошлом за высококлассной аудиоаппаратурой, не так ли? Но жизнь-то продолжается. В таких условиях выживают лишь производители, ориентирующиеся на большие торговые сети и способные работать с ними на их же условиях. Обычные hi-fi-бутики работать в подобных условиях, увы, не могут - в отличие от, скажем, гигантских корпораций вроде Apple, Samsung, Sony и т.д. Вуаля! Знакомимся с ASUS Xonar Essence STU.


Что такое - STU? Говоришь, что это - твой дядя, давным-давно потерявшийся в Тихуане? Хм… Впрочем, если полное имя твоего родственника звучит так: "Усилитель для наушников на базе TPA6120A2, с соотношением сигнал/шум 120 дБ, возможностью подключать наушники 600 Ом, с асинхронным USB-приёмником C-Media CM6631A, с цифро-аналоговым преобразователем PCM 1792A, с зеркальной схемотехникой, с конденсаторами Wima FKP2 и Nichicon Finegold, с прецизионной регулировкой генератора тактовых импульсов, с возможностью "горячей" замены операционных усилителей, с переключением уровня усиления сигнала, с двумя отдельными регуляторами громкости - для наушников и для выхода предусилителя, двумя цифровыми и одним аналоговым входными разъёмам, с операционными усилителями TI NS-LME49720 и 4562NA в стандартной комплектации, но с возможностью их замены на другие в трёх разных точках схемы", то STU, выходит, и правда - твой дядя. Передавай ему привет от меня!


Если вам мало возможности поиграться вволю с заменой операционников и мало двух отдельных регуляторов громкости, STU может похвастаться ещё двумя "фишками" в виде внутренних перемычек, которые не часто встретишь в этой ценовой категории: отключаемый серводвигатель постоянного тока и отключение регулировки громкости.


Таким образом, этот аппарат готов к апгрейду и без труда способен превратиться в ЦАП, подключаемый в дальнейшем к отдельному предварительному усилителю - при этом такой апгрейд никак не повлияет на аттенюатор сигнала для наушников.
Герой нашего обзора имеет светодиод, загорающийся при работе в режиме "bit perfect" (точная побитовая передача сигнала) – а это означает поддержку драйвера ASIO. Чувствуется, что тайваньские аудиоинженеры действительно постарались на славу и "нашпиговали" нашего бюджетного новичка функциями, присущими более дорогим моделям hi-end – при этом они оснастили своё детище интерфейсом, который не отпугнёт даже самого неопытного пользователя, спрятали внутри пару "приятных сюрпризов" для более отважных пользователей и, наконец, предложили его по "вкусной" цене новой целевой аудитории, которую, как твердят все в hi-fi-кругах, мы должны "взращивать и лелеять". Когда все вокруг лишь заламывают руки и болтают, приятно видеть, как кто-то пытается реально что-то сделать для изменения ситуации.


STU поставляется во внушительного вида коробке с инструкцией Quick Start на разных языках. Глядя на такую упаковку, понимаешь, что держишь в руках изделие мега-корпорации. Не всякая фирма может себе позволить "заморачиваться" на упаковочную коробку такого качества ради бюджетной модели стоимостью всего $399.


Впрочем, после того, как модель вынимаешь из коробки и берёшь в руки её плоский корпус, возникает ощущение, что держишь в руках дешёвую "жестянку": подставка сделана из пластмассы, а не из механически обработанного алюминия; небольшого размера импульсный блок питания в виде "кирпичика" имеет разъём под "восьмёрку", а не 3-х штырьковый IEC - т.е. использовать его вы сможете лишь с входящим в поставку шнуром электропитания. Так что обольщаться слишком тоже не стоит.


Впрочем, ни на лицевой, ни на верхней или боковых поверхностях корпуса визуально никаких крепёжных деталей обнаружить не удалось. Не зная, как снять эту - судя по виду, явно защёлкивающуюся - крышку, не отломав при этом попутно что-нибудь, я благоразумно решил спросить об этом Раджу. Он прислал на мой электронный адрес схему разборки в PDF. Оказалось, нужно было вывернуть шесть болтиков снизу, а затем использовать ногти на пальцах. Ничего сложного. Не забудьте сначала надавить на крышку, чтобы отсоединить её от лицевой панели (она к ней прищёлкивается). Иначе сломаете себе ногти.


Снаружи имеются два регулятора громкости; сделаны они довольно качественно – никакой хлипкости или люфта. Хорошей оценки также заслуживают прочные разъёмы RCA, надёжно прикреплённые к корпусу, и переключатель коэффициента усиления для наушников. В целом, аппарат, несмотря на свой лёгкий вес, внешне производит хорошее впечатление и выглядит по-своему элегантно.


Подключив к ЦАПу в качестве источника Astell&Kern AK100, модифицированный Red Wine Audio, с помощью самого лучшего оптического кабеля Diamond фирмы AudioQuest, я, наконец-то, получил первые впечатления от звука – он был плотным и неоднозначным. Зернистое, немного тусклое звучание с полупрозрачным, вымученным разрешением. Так звучит выход на наушники в iPod. Или iTunes из неоптимизированного ноутбука без специального программного плеера. Но откуда полицейским, патрулирующим улицы, где живут "мажоры", и слушающим доступный им по цене hi-fi, знать цены на звуковую аппаратуру, которой владеют люди, проживающие в этом районе. Чего мы реально можем ожидать?

В качестве референсного ЦАПа я решил использовать AMI Musik DS5 за $599, который в тот момент был у меня на руках.
Для целей тестирования мы решили не трогать заводские настройки и оставили перемычки в положениях, при которых функции DC Servo и Volume Control Bypass были отключены. DC Servo не пропускает щелчки, возникающие при включении аппарата, в наушники. Но я бы посоветовал оставить перемычку в дефолтном положении и надевать наушники через пару секунд после включения аппарата.


ЦАП от ASUS показал своё преимущество над DS5 ($599) благодаря разнице между аналоговым регулятором громкости и цифровым регулятором, используемом в AMI Musik DS5. Для выравнивания уровня звука я использовал интегрированную модель gainclone 25i фирмы Clone Audio (Гонконг). При аналоговой регулировке громкости звук был куда лучше чем при цифровой. При высоком уровне сигнала цифровая регулировка громкости приводила к тому, что звук становился бледным, плоским и тонким.


Дерзкий, яркий, пробивной характер – молодой, энергичный и слегка резкий, а не выдержанный, зрелый, спокойный и близорукий – оказался прекрасной парой для STU, поскольку легко поглотил его характерное звучание – густое, немного размытое, но при этом не стал настаивать на собственной доминантности. Это как брак между немецким парнем-интеллектуалом и приземлённой итальянской девушкой.


В качестве настольного предварительного усилителя с ЦАП там, где требуется, прежде всего, ослаблять сигнал, STU одержал верх над DS5. Но в качестве настольного ЦАП с фиксированным выходом, японско-корейский аппарат звучал явно лучше - прозрачность и разрешение звука у него оправдывали разницу в цене. Итог – ничья. Имея более высокий уровень выходного сигнала, Ami Music без труда раскачивал HifiMan HE-6. Но, с другой стороны, благодаря своему аналоговому регулятору громкости ASUS хорошо сочетался со всеми наушниками, обеспечивая при этом ровное качество звучания. Для DS5 оптимальной будет нагрузка, при которой его цифровой регулятор громкости находится в верхней трети диапазона. Именно в таких условиях DS5 раскрывал свой потенциал, но картина менялась, стоило лишь подключить его к лёгкой нагрузке (например, Aëdle's VK-1), при которой цифровой регулятор громкости приходилось поворачивать слишком сильно влево (чтобы ослабить сигнал).


Настольная система с конкурентом Ami Musik DS5


Настольные колонки не могут быть большими по определению. И, если небольшой размер не компенсируется задранным с помощью цифрового эквалайзера баса, часто для полноты звучания под столом размещают сабвуфер. Особенно, если ты – геймер, разрушающий всё подряд в своём виртуальном мире, или любитель музыки с глубокими басовыми нотами. И хотя большинство сабвуферов могут подключаться прямо к колонкам (по принципу biwire, когда сабвуфер подключается прямо к колонкам), всё-таки, лучше всего сабвуфер подключать к линейному выходу. И в таком случае нам уже потребуются либо две пары выходов на предварительном усилителе, либо придётся использовать Y-образные адаптеры. STU не имеет выходных разъёмов для сабвуфера. DS5 тоже их не имеет. Как я заметил в прошлом обзоре, для этой цели хватило бы одного 3,5-мм выхода на задней панели, если уж смета расходов не позволила производителю раскошелиться на вторую пару RCA-разъёмов. Жаль, что ни на одном из рассматриваемых аппаратов я не обнаружил такого выхода.

 


Точно такая же система с ASUS. На фото видны кожаные Aëdle VK-1 и красно-вишнёвые наушники MrSpeaker™ Alpha Dog


Пришлось, как и в случае с DS5, использовать металлические адаптеры. И тут обнаружилась одна странность с двойной схемой регулировки громкости. Воткнутый разъём наушников не заглушал сигнал на главных выходных разъёмах. Сигнал на них можно было отключить только специальной регулировкой. Если вы относитесь к редкому виду audiophilicus extremus, то сможете надеть открытые наушники и одновременно включить колонки с громкостью, достаточной проникновения их звука в ваши наушники, для получения интересного FX-эффекта. А если у вас при этом есть сабвуфер, то будет вообще здорово! Кстати, когда разъём 6,3 мм занят, переключить коэффициент усиления для наушников не получится. Для этого вам придётся сначала вытянуть штекер из разъёма. Если вы переключаетесь с низкого коэффициента усиления на высокий, не забудьте сначала уменьшить громкость, т.к. разница в громкости между двумя режима значительная.


Мои основные претензии к давно потерявшемуся дяде STU? Парень немного располнел. Распух, знаете ли. Учитывая предыдущий опыт с заменой операционных усилителей, а также моё ранее сравнение с тремя вариантами Essence One, отличающимися друг от друга лишь операционниками и ценой, эту особенность можно было бы использовать на благо - для придания веса звучанию, улучшения разделения и придания воздушности. Было бы желание. Я решил почитать, что ранее про STU написал другой обозреватель – Майкл Лаворгна на сайте AudioStream: "Мои главные претензии… при работе в связке с MacBook Pro, Pass INT-30A и DeVore Fidelity The Nines, звук получился чересчур тяжеловесным. Музыка звучала аморфно там, где музыкальный образ был довольно плотным, а разделение между отдельными музыкантами было не столь ощутимым, как при прослушивании через другие модели ЦАП". Я услышал то же самое. Впечатление было практически идентичным. Майкл затем написал, что ASUS звучит не так воздушно, как хотелось бы. И снова в точку. Затем он пишет: "Более тёмное "жирное" звучание ассоциируется у меня с прослушиванием ради удовольствия, а более лёгкий и детальный звук – с интеллектуальным подходом к прослушиванию. Исходя из этого, я бы поместил STU USB DAC в первую категорию".


Astell&Kern AK100, модицицированный RWA, с оптическим кабелем AudioQuest Diamond; iPod Classic 160 Гб с кабелем S/PDIF Zu Event; Windows XP Pro, проигрывающая музыку со стриминг-сервиса Spotify+ с битрейтом 320 mbps через USB-кабель Telos Audio


Мои ощущения насчёт "удовольствие vs. интеллекта" могут отличаться, но я полностью согласен насчёт "более тёмного". А вот что касается "жирного звука", то это зависит от обстоятельств. Если речь про дешёвый шоколад, то я тут согласен с Майклом. Детальность, послезвучия, тональная модуляция - я бы назвал это не "жирным" звуком, а "слегка завуалированным, немного тусклым, сухим и тёмным". Приятное, неагрессивное звучание, которое не действует на нервы. Учитывая ценник в $399, эту модель лучше подключить к аппарату с прямо противоположным звучанием. Это будет разумная комбинация, компенсирующая слабые стороны обоих аппаратов. Если моё мнение показалось кому-то чересчур резким, то это лишь потому, что у меня нет аппаратуры с таким "противоположным звучанием". Моим аппаратам попросту не требуется подобная "коррекция". Я бы потратил на $50 больше и купил бы NuForce Icon HDP. Если в вашей ситуации вам требуется звучание "a-ля Burson", то вам наверняка понравится ASUS. Несмотря на его яркий и острый звук, его работа в паре с французскими наушниками Aëdle VK-1 (€350) показалась мне безупречной – как с точки зрения звучания, так и соотношения цена/качество.


Mad Dog ($300), так же как Audeze LCD-2, сами по себе дают достаточно "шоколадный" звук. Их звучание ассоциируется у меня с солнечными странами. А вот топовый Alpha Dog ($500) отличается более совершенным звуком, чем две модели выше. Он сочетается с ASUS STU куда лучше. Если Sennheiser HD800 со стоковым кабелем кажется вам слишком ярким, то, возможно, STU приживётся в вашей системе. Если вы думаете, что по детальности звучания с 800-ыми мало что может сравниться, вы заметите, что ASUS немного притупляет разрешение этих наушников. У вас AKG K-702 и вы находите их звук немного сухим и слишком уж сдержанным? В таком случае не рассчитывайте, что STU "оживит" их. Надеюсь, что эти замечания окончательно расставили все точки над "i". В конце концов, наш полицейский-сноб, коротающий часы на дневном дежурстве, слушая музыку на бюджетной аппаратуре, признал правду. Сегодня, покупая Xonar Essence STU USB DAC, вы платите за хорошую функциональность. За простой, но элегантный корпус, за добротный и солидный звук. Звучание этого ЦАПа не утомит вас даже при продолжительном прослушивании, при использовании дешёвых источников и при воспроизведении не очень качественных звуковых файлов - за которые, в иной ситуации, "аудиофильская полиция" выписала бы вам штраф. Нет, никто вам не испортит удовольствие штрафом. В общем, этот ЦАП есть за что полюбить!


Тем, кто знает, для чего существуют такие вещи, как DSD 64/128, AES/EBU, балансный выход на наушники, балансные линейные выходы, дистанционное управление и встроенные линейный, а не внешний импульсный источник питания, предназначается новая модель от ASUS - ASUS Xonar Essence 3. Она имеет цифро-аналоговый преобразователь AD1955, USB-приёмник CMedia CM6631 и размещается в почти таком же корпусе.

Используемое оборудование

Source: 27" iMac with 3.4GHz quad-core Intel Core i7, 16GB 1.333MHz RAM, 2TB hard disc, 256GB SSD drive, ADM Radeon HD 6970M with 2GB of GDDR5 memory, PureMusic 1.89g in hybrid memory play with pre-allocated RAM and AIFF files up to 24/192; Audirvana 1.4.6 in Integer mode 1, Metrum Hex, AURALic Vega, SOtM dX-USB HD with Super-clock upgrade & mBPS-d2, RWA-modified Astell & Kern AK100, Apple iPod 160GB Classic with Pure i20 and Cambridge Audio iD100 digital docks
Preamp/Integrated: Nagra Jazz, Esoteric C-03, Bent Audio Tap-X, Crayon Audio CFA-1.2, Bakoon AMP-12R, Gato Audio DIA-250 [on loan], April Music Stello HP100MkII [on review]
Amplifier: First Watt SIT1, SIT2, F5 & M2, Goldmund/Job 225, AURALiC Merak [on loan]
Speakers: soundkaos Wave 40, Boenicke B10, German Physiks HRS-120, AudioSolutions Rhapsody 200, Zu Submission
Headphone amps: April Music Eximus DP1, Burson Audio Conductor, Bakoon AMP-12R
Headphones: ALO-recabled Audeze LCD-2 & LCD-3, Sennheiser HD800, beyerdynamic T1 and T5p, AKH K702; HifiMan HE500 & HE6; Aëdle VK-1
Desktop speakers: Gallo Strada II with TR-3D subwoofer, Amphion Ion+ [on loan], EBTB Luna II [on review], Boenicke Audio W5 [on review]
Cables: Complete loom of Zu Audio Event, KingRex uCraft USB cable, Zu split USB cable, Van den Hul AES/EBU cable, Tombo Trøn S/PDIF cable, AudioQuest Diamond Toslink
Stands: Artesania Audio Exotyeric for front end, Rajasthani hardwood rack for amps
Powerline conditioning: GigaWatt PF2 and PC3 SE Evo


 

По материалам издания Six6Moons

Комментарии  

0 #1 Игорь 12.01.2017 23:14
а где описание про звук !!! всего три слова !!! автору похоже было интереснее описывать что у него на столе складируется ,слов нету, зачем что то с чем то сравнивать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить